Украина наконец увидела в Крыму импортные машины
Киев грозит нарушителям западных санкций
Украина выставила претензии к иностранным автоконцернам из-за того, что их машины, вопреки западным санкциям, официально продаются в Крыму. Источники “Ъ” в ряде концернов утверждают, что их официальных дилеров на полуострове нет, а за серых перепродавцов они ответственности не несут. Впрочем, схожая схема с перепродажей в Крым турбин Siemens уже привела к скандалу: под санкции попали чиновники Минэнерго РФ и менеджеры структур «Ростеха», но сама немецкая компания продолжила работу в РФ. Юристы отмечают, что для того, чтобы привлечь к ответственности автоконцерны, нужно доказать, что они контролируют дилеров в Крыму.
Министерство по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Украины (ведомство формально курирует потерянные Киевом территории — российский Крым, а также ДНР и ЛНР) 27 декабря заявило, что «мировые автоконцерны работают в Крыму в обход санкций». Министерство заявило, что выявило факты использования торговых марок мировых автобрендов (Nissan, Toyota, Peugeot, Mitsubishi, Kia Motors, Volkswagen, Mercedes-Benz, Audi, Skoda, Isuzu, BMW, Renault, Lexus) и предоставление дилерами полного набора услуг (продажи, оформления, проведения ТО) на «временно оккупированной территории Украины» (то есть в Крыму.— “Ъ”). Ведомство считает, что работа автоконцернов в Крыму нарушает санкционный режим, который ввели США, Евросоюз и другие страны против РФ. В сообщении говорится, что министерство обратилось «в соответствующие органы власти с целью принятия необходимых мер». Получить разъяснения от ведомства, куда именно оно обратилось и как могут выглядеть эти «необходимые меры», не удалось.
Западные санкции запрещают компаниям, находящимся под юрисдикцией ЕС, в частности приобретать или увеличивать долю в недвижимости и в юрлицах в Крыму или Севастополе, предоставлять или участвовать в договоренностях о предоставлении займа или кредита, создавать там СП.
После присоединения Крыма к РФ украинские автодилеры покинули полуостров. В итоге автобренды стали поставлять в регион машины через дилеров из соседних регионов РФ, но не создавали на полуострове официальную дилерскую сеть. Источники “Ъ” говорили, что часть импортеров работают через субдилерство из Краснодара или Новороссийска. Один из дилеров в Крыму говорил “Ъ”, что машины закупаются “на материке”, официального сервиса автоконцернов на полуострове нет, техобслуживание идет на дилерских СТО в Краснодарском крае. При этом украинское министерство приводит на своем сайте копии страниц сайтов крымских автодилеров, позиционирующих себя как официальных представителей автоконцернов (в частности, Kia. Peugeot, Mitsubishi, Nissan и других).
Официально российские представительства автоконцернов ситуацию не комментируют. На запрос “Ъ” ответили только в Daimler, сообщив, что у компании нет официальных дилеров в Крыму. Источник “Ъ” в BMW сообщил, что компания не отвечает за страны СНГ и, «естественно, мы не будем признавать спорные территории с шашкой наголо, опасаясь санкций». Он отметил, что «американский рынок для концерна — второй по важности, а российский — в первой десятке, но в конце». Источник “Ъ” в Daimler сообщил, что знает о присутствии в Крыму серых дилеров Mercedes, однако открывать официального дилера при этом нерентабельно на таком слабом рынке, считает он.
Собеседники “Ъ” в отрасли рассказывают, что компании не комментируют ситуацию еще и потому, что не хотят «оказаться меж двух огней»: еще в 2016 году Минпромторг РФ выражал недовольство отсутствием дилерских и сервисных центров мировых брендов в Крыму. Министерство отмечало, что местные жители вынуждены пользоваться услугами более дорогих перекупщиков, и хотело принудить автоконцерны открыть в Крыму сервисные центры (грозя отказом от доступа в господдержку). Тогда против этой идеи выступила ФАС.
Пока наиболее громким скандалом с поставками продукции иностранных компаний в Крым была история с газовыми турбинами немецкой Siemens, которые были поставлены структурам «Ростеха» для проекта ТЭС в Тамани, но затем перепроданы внутри периметра госкорпорации для строительства аналогичных электростанций в Симферополе и Севастополе. Летом, после того, как вскрылась перепоставка оборудования в Крым, Siemens потребовал вернуть турбины и подал в суд на задействованные в сделке структуры «Ростеха» (одноименные ОАО и ООО «ВО "Технопромэкспорт"»). Кроме того, ЕС наложил санкции на гендиректора этих ОАО и ООО Сергея Топор-Гилку, заместителя главы Минэнерго Андрея Черезова и главу департамента министерства Евгения Грабчака. Также Siemens отказался от сотрудничества по генерирующему оборудованию с госкомпаниями РФ, но сохранил все прочие контракты (в том числе в сфере железнодорожной техники).
Управляющий партнер «Кульков, Колотилов и партнеры» Максим Кульков сообщил “Ъ”, что в случае, если компании из стран, которые ввели против РФ санкции, докажут, что это серый импорт, который они не контролируют, то ответственности за продажу машин они не несут. Но если окажется, что подобные перемещения автомобилей они контролируют, это может привести к большим штрафам (в несколько миллионов долларов), а топ-менеджеры российских представительств с гражданством стран, вводивших санкции, могут быть привлечены к уголовной ответственности.