«У нас нет иллюзий относительно режима, с которым мы имеем дело»
Рекс Тиллерсон рассказал об успехах дипломатии США в 2017 году, вызовах и отношениях с Россией
Госсекретарь США Рекс Тиллерсон в своей статье, опубликованной в The New York Times, заявил, что гордится достижениями американской дипломатии за истекший год. Глава внешнеполитического ведомства напомнил о четырех основных вызовах, с которыми, по его словам, столкнулся в 2017 году Вашингтон,— это угроза со стороны КНДР, международный терроризм, проблемы с Россией и Ираном. По мнению господина Тиллерсона, именно США добились усиления международной изоляции Северной Кореи. Госсекретарь также считает, что благодаря действиям руководимой США коалиции против «Исламского государства» (ИГ, запрещено в РФ) «удалось отвоевать практически всю территорию, которую ИГ занимало в Сирии и Ираке». Коснувшись отношений с Россией, Рекс Тиллерсон назвал их плохими, заметив, что «без мирного разрешения ситуации на Украине» ситуация не изменится.
«Рекс Тиллерсон: я горжусь нашей дипломатией» — под таким заголовком газета The New York Times опубликовала авторскую статью госсекретаря США, в которой тот перечислил основные достижения своей страны в области внешней политики в 2017 году.
Отношения с КНДР, Россией и Ираном, а также борьба с международным терроризмом — именно в этих четырех сферах, по мнению Рекса Тиллерсона, усилия администрации президента Дональда Трампа оказались максимально эффективными.
Господин Тиллерсон считает, что благодаря США международное давление на Северную Корею усилилось и в итоге «вынудит режим (КНДР.— “Ъ”) пойти на серьезные переговоры по свертыванию его ракетно-ядерной программы». «Дверь для диалога открыта, но мы ясно дали понять: режим должен еще заслужить возможность возвращения за стол переговоров. Пока не будет денуклеаризации, давление продолжится»,— заявил Рекс Тиллерсон. Затронув отношения США с Китаем, госсекретарь заметил, что Вашингтон по-прежнему будет отстаивать свои интересы в таких аспектах, как дисбаланс в двусторонней торговле (в пользу КНР), «воровство интеллектуальной собственности», «беспокоящая военная активность Китая в Южно-Китайском море».
Борьбу с международным терроризмом, прежде всего с «Исламским государством», господин Тиллерсон отнес к числу приоритетных задач, стоящих перед администрацией Дональда Трампа. По его словам, именно благодаря активным действиям возглавляемой США коалиции «удалось отвоевать практически всю территорию, которую ИГ занимало в Ираке и Сирии». В том же ключе высказался в Twitter Дональд Трамп, сославшийся на выдержку из статьи в газете The Washington Examiner. Там говорилось, что 20 января, когда прошла инаугурация президента, 35 тыс. боевиков ИГ занимали около 17,5 тыс. квадратных миль (примерно 45 тыс. кв. км) территории в Сирии и Ираке. А по состоянию на 21 декабря, по оценкам Пентагона, оставшаяся тысяча исламистов контролирует в этих странах около 1,9 тыс. квадратных миль (5 тыс. кв. км).
По поводу отношений с РФ Рекс Тиллерсон заметил: «У нас нет иллюзий относительно режима, с которым мы имеем дело. Сегодня у Соединенных Штатов плохие отношения с возродившейся Россией, которая в последнее десятилетие вторглась в соседние страны — Грузию и Украину — и подорвала суверенитет западных держав, вмешиваясь в наши и другие выборы». Госсекретарь заявил, что США готовы продолжать сотрудничество с РФ в тех аспектах, где интересы двух государств совпадают, прежде всего в Сирии. Однако, по его мнению, без мирного разрешения ситуации на Украине, которое во многом обусловлено выполнением Россией минских соглашений, «отношения не могут быть нормальными». Рекс Тиллерсон напомнил, что спецпредставителем США по Украине был назначен Курт Волкер (опытный американский дипломат, в 2008–2009 годах — постоянный представитель США в НАТО), и этот шаг, по словам госсекретаря, «подтвердил нашу приверженность восстановлению суверенитета и территориальной целостности Украины».
В завершающей части своей статьи дипломат затронул тему ядерной сделки с Ираном, заметив, что администрация США больше не считает ее главным ориентиром своей внешней политики. «Теперь мы противостоим всей исходящей от Ирана угрозе»,— заявил господин Тиллерсон, добавив, что Вашингтон стремится наказать Тегеран «за нарушения обязательств по баллистическим ракетам и действия, дестабилизирующие регион».
Как Дональд Трамп предлагает взаимодействовать с Ираном
Президент США Дональд Трамп обнародовал новую стратегию в отношении Ирана, укрепившегося в роли ключевого оппонента Вашингтона на Ближнем Востоке. Глава Белого дома распорядился ввести санкции против Корпуса стражей исламской революции (КСИР) — могущественного военно-политического формирования в Иране — и раскритиковал подписанный в 2015 году Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД) по иранской ядерной программе.