ГИБДД ищет аварийный выход
Ждать ли серьезных реформ в Госавтоинспекции
В уходящем году главным источником новостей для водителей стала Госавтоинспекция. Сначала были внесены изменения в ПДД про перевозку детей, выезд на круговой перекресток, позже был принят новый регламент ДПС, содержащий настолько неоднозначные нововведения, что их пришлось по несколько раз объяснять. Все это происходило на фоне смены руководства ГИБДД России и слухов о слиянии службы с ППС, прекращении набора инспекторов и масштабном реформировании ведомства, которые, впрочем, так официально не подтвердились.
2017 год можно назвать рекордным по количеству нововведений и новостей в области безопасности движения. В июле в ПДД были внесены изменения, обсуждавшиеся уже много лет: родителям разрешили самим выбирать способ перевозки детей старше семи лет на заднем сиденье — в автокресле или без него. Ряд экспертов восприняло новость скептически, ведь в Европе принято ориентироваться не на возраст, а на рост ребенка (важно, чтобы ремень безопасности проходил по ключице, а не по шее). В связи с этим уже даже звучат призывы пересмотреть правила. В октябре вступил в силу новый регламент работы ДПС, вызвавший массу вопросов у автомобилистов. Они, к примеру, увидели в тексте документа запрет на видеосъемку разговора с инспектором. Позже выяснилось, что такого запрета нет, ГИБДД пришлось выпустить по этому поводу несколько официальных объяснений. Регламентом также была отменена справка о ДТП, необходимая для предъявления страховщикам после аварии. Новость эта стала полной неожиданностью как для водителей, так и для страховых компаний, впрочем, к каким-либо серьезным последствиям она пока не привела. Позже в регламенте обнаружились и другие недочеты, найденные в том числе Генпрокуратурой: Госавтоинспекции пришлось готовить пакет поправок к документу, который скоро вступит в силу. Параллельно с этим в ноябре в ПДД было закреплено право приоритетного проезда круговых перекрестков, а в КоАП был увеличен штраф за отказ пропустить пешехода.
Любопытно, что нововведения внедрялись на фоне смены руководства ГИБДД России. В марте указом президента с должности был снят начальник Госавтоинспекции Виктор Нилов, работавший главой ведомства с 2011 года. Увольнению, по данным “Ъ”, предшествовала масштабная ведомственная проверка ГИБДД. Место господина Нилова занял соратник первого замминистра МВД Александра Горового Михаил Черников, переведенный в Москву из Хабаровского края, где он работал начальником местной полиции.
Господин Черников сразу обозначил лояльное отношение к инициативам, исходящим от московских властей, и к предложениям общественников, вызывавшим отторжение у прежнего начальства. В результате был дан ход давно лежавшему в парламенте (из-за противодействия ГИБДД и ряда депутатов) законопроекту о передаче регионам полномочий по фиксации нарушений, зафиксированных камерами. Документ этот, к слову, активно лоббировался Москвой и теперь принят в первом чтении. Инициативам членов правительственной комиссии по безопасности движения (ее возглавляет первый вице-премьер Игорь Шувалов) — принятию различных ГОСТов, поправок к ПДД — ГИБДД также практически не сопротивляется.
Неудивительно, что на фоне этих новостей в СМИ начали появляться слухи об объединении ДПС с ППС, как в Казахстане. Многими это было восприняло как развал системы ГИБДД, поскольку дорожно-патрульная служба является опорной для ведомства. МВД выступило с официальным опровержением этих планов, хотя, по данным “Ъ”, вариант создания единой патрульной службы прорабатывался в начале года. Осенью в сети вспыли документы о прекращении набора сотрудников в ГИБДД, в конце года ряд СМИ сообщил о планируемой реорганизации системы Госавтоинспекции, что выглядело бы довольно логичным на фоне постепенной передачи многих функций ведомства другим органам власти. Официально в ГИБДД эту информацию пока не комментировали, и “Ъ” продолжит следить за развитием событий.