Табачок врозь
Как рынку сигарет подбирали контролеров
Рост теневого рынка сигарет в 2017 году обострил вопрос, как уничтожить нелегальный бизнес, не нанеся ущерб легальному. Система контроля над оборотом продукции, наличия которой требовал закон, открывала перспективу хорошо заработать разнообразным интересантам, находившим сильных покровителей в правительстве. Летом уже казалось решенным, что отрасль заставят работать с ЕГАИС. К радости табачников, в декабре была поддержана система на основе их собственной технологии, хотя некоторые участники дискуссии еще надеются на ее продолжение.
Система отслеживания оборота табачных изделий должна была заработать в России еще с 1 января 2017 года. Этого требовал принятый в 2013 году 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». Смысл идеи — побороть незаконную торговлю сигаретами, которая с каждым годом набирает все большие обороты из-за снижения ценовой доступности табачной продукции.
Но, как и многие российские законы, 15-ФЗ работал с перебоями: на начало 2017 года у чиновников все еще не было единого мнения, как должен выглядеть механизм отслеживания продаж табачных изделий. При этом в желающих взвалить на себя ответственность за разработку соответствующей системы и управление ею недостатка не было. Оператором могла стать даже «Почта России» со своей технологией RFID-меток, по которым отслеживаются почтовые отправления. Такой вариант обсуждался еще в 2015 году, вызвав критику со стороны табачников. Участники рынка боялись, что почтовая система не подойдет их высокоскоростным линиям и вызовет перебои с поставками.
Технологию «Почты России» участники рынка сравнивали с ЕГАИС, напоминая, что в 2006 году, когда систему вводили для производителей алкоголя, произошла остановка предприятий и, как следствие, возник дефицит алкоголя. Но в результате эти пять букв настигли табачные компании в начале 2017 года, когда вице-премьер Александр Хлопонин предложил контролировать оборот их продукции именно через ЕГАИС. В письме президенту Владимиру Путину чиновник написал о необходимости создать единый контролирующий орган для алкоголя и табака, имея в виду возглавляемое Игорем Чуяном Росалкогольрегулирование, которое как раз курирует ЕГАИС. Ведомству даже успели придумать новое название — Росалкогольтабакрегулирование.
Борьба развернулась за вполне конкретные немаленькие деньги: что «Почте России», что оператору ЕГАИС контроль за оборотом на табачном рынке принес бы ощутимый доход. Если затраты на обслуживание почтовой системы производители сигарет оценили в 7 млрд руб., то расходы на ЕГАИС — в 27 млрд руб. Последствиями введения системы могли стать закрытие фабрик и рост социальной напряженности, жаловались участники рынка в письме Владимиру Путину. В качестве альтернативы они предложили собственную систему контроля Codentify: она использует цифровые коды, которые наносят на пачки при производстве.
Шансы табачников быть услышанными еще летом выглядели не слишком высокими, но участники рынка неожиданно нашли сильного союзника в лице первого вице-премьера Игоря Шувалова. При его поддержке процесс поменял направление: в начале декабря вышло постановление правительства о проведении с 15 января по 31 декабря 2018 года эксперимента по маркировке сигарет электронными точечными кодами по типу Codentify. Куратором эксперимента стал Минпромторг, оператором — Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ), созданный летом при участии структур госкорпорации «Ростех» и USM Holdings Алишера Усманова. О готовности участвовать в эксперименте заявили не только обрадованные производители сигарет, но также их дистрибуторы и некоторые федеральные розничные сети.
В ноябре в окружении Александра Хлопонина говорили, что по-прежнему рассматриваются три варианта маркировки сигарет: через Codentify, с помощью электронных меток, применяемых для контроля за оборотом шуб, и ЕГАИС. Два источника, близких к правительству, подтверждали, что ЕГАИС остается на повестке дня, и намекали, что все три рассматриваемые системы контроля в будущем можно будет интегрировать, впрочем, механизм этого остается загадкой. Участники рынка в неформальных беседах грустно шутили, что в итоге их могут просто заставить работать сразу с тремя системами, чтобы «никому наверху обидно не было». Однако продолжение дискуссии вряд ли можно считать продуктивным, поскольку в конце декабря президент Владимир Путин одобрил предложение правительства о создании до 2024 года системы сплошной маркировки товаров на базе ЦРПТ.