Пессимизм проник в торговые ряды
Удмуртстат опубликовал анализ деловой активности в розничной торговле Удмуртии
В Удмуртии доля пессимистически настроенных предпринимателей в сфере торговли в конце 2017 года увеличилась с 8 до 14%. Соответствующие данные приводит Удмуртстат. В качестве негативных факторов бизнесмены называют конкуренцию, падение платежеспособного спроса и высокую арендную плату. Представители торговых организаций рассказали «Ъ-Удмуртия», что экономическая ситуация сподвигла их сменить стратегию развития и расширять собственные рынки сбыта.
Удмуртстат провел выборочное исследование конъюнктуры и деловой активности в розничной торговле Удмуртии. По данным ведомства, доля пессимистически настроенных предпринимателей в этой сфере по итогам четвертого квартала увеличилась с 8 до 14%. Число руководителей организаций, оптимистически настроенных на прогноз улучшения экономической ситуации в следующем квартале, не изменилось и осталось на отметке 22%. Конкурентоспособность своей организации 8% респондентов оценили как «высокую», 75% — «среднюю» и 17% — «низкую». В качестве факторов, ограничивающих дальнейшее развитие деятельности, предприниматели называют высокую конкуренцию со стороны других торгующих организаций (88%) и неплатежеспособность покупателей (68%). Более половины респондентов отнесли к негативным факторам налоговую нагрузку, недостаток финансовых средств — 38%, высокую арендную плату — 29%, высокий процент коммерческого кредита — 26%, высокие транспортные расходы — 21%. Половина опрошенных прогнозирует рост цен на продукцию в первом квартале следующего года.
По данным Минпромторга, за январь – ноябрь 2017 года оборот розничной торговли в Удмуртии составил 199,5 млрд руб. В сопоставимых ценах это на 1,5% больше, чем за первые 11 месяцев 2016 года. Это лучший показатель за последние три года.
Председатель Удмуртской ассоциации компаний розничной торговли Владимир Алтухов считает, что одной из значительных проблем местных торговых предприятий является серьезная конкуренция с федеральными сетями, такими как «Лента», «Ашан», «Магнит». Однако она же, как отмечают сами региональные представители сферы торговли, сподвигла их сменить стратегию развития и расширять собственные рынки сбыта.
Директор торговой сети «Годекшурский продукт» Констанин Лекомцев рассказал «Ъ-Удмуртия», что в этом году компания направила все силы на увеличение объемов товарооборота. «Возможно, если бы мы не расширяли оборот розницы, то, как другие предприятия, столкнулись бы с пессимистичными настроениями. Спрос на предлагаемые нами мясные полуфабрикаты не падает, поскольку удачно выверено соотношение «цена-качество». Месяц назад мы вышли на рынок Пермского края, но пока рано оценить настроения покупателей», — отметил господин Лекомцев. По словам собеседника, продукция компании представлена в основном в собственных розничных торговых точках. «Мы не размещаем продукт на полках крупных торговых сетей по причине сложности согласования. Сегодня мы представлены в 12 розничных торговых точках Ижевска и на полках 130 контрагентов. В планах выйти на рынок Татарстана в Набережные Челны», — отметил собеседник.
По словам главного маркетолога «Бином-Авто» Алексея Яркашева, компания также увеличила количество торговых точек. «Чувствуется пессимистичный настрой не только игроков рынка, но и покупателей. Они экономят, реже посещают магазины. Поскольку у нас автомобильная сфера, все же покупатели по-прежнему отдают предпочтение качественному продукту. Несмотря на складывающуюся ситуацию в экономике, мы стараемся развиваться. В этом году три магазина открыли на новых территориях», — рассказал собеседник. По мнению господина Яркашева, в следующем году также не стоит рассчитывать на рост продаж.
Финансовый директор ООО «СЕАЛ» Indever в Ижевске Александр Сурнин рассказал «Ъ-Удмуртия», что в этом году продажи в премиум-сегменте «шли тяжело». «Рассчитывали, что в декабре вырастут продажи костюмов и смокингов, однако по итогам года результаты не такие позитивные. Полгода ушло на то, чтобы покупатели начали узнавать бренд», — сообщил господин Сурнин. Предприниматель отметил, что в столице Удмуртии также сложно найти в аренду торговое помещение. «Я свое помещение искал три месяца. У меня специфика бизнеса такая, что требуется свободное пространство для планирования, определенное расположение с входной группой. Помещений много, но все они некрупные», — рассказал бизнесмен. Кроме того, по словам Александра Сурнина, переход на онлайн-кассы был сопряжен с рядом проблем. «Настройка и интеграция фискального аппарата в 1С для начала работы заняла минимум полтора месяца. При этом раз в месяц стабильно возникают внутренние программные проблемы с фискальным аппаратом. Это выбивает из рабочего процесса», — добавил предприниматель.
В министерстве промышленности и торговли заверили «Ъ-Удмуртия», что региональные власти ведут работу по преодолению негативных факторов, влияющих на развитие сферы торговли и потребительского рынка. «Ведомство принимает необходимые меры по созданию благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности, развитию всех форматов торговли и добросовестной конкуренции, поддержке малого предпринимательства. Разработана и реализуется государственная программа Удмуртии «Развитие потребительского рынка», утвержденная постановлением правительства Удмуртской Республики от 17.08.2015 № 409», — прокомментировали в ведомстве.