Инфраструктурной ипотеке ищут применение
Минэкономики предлагает использовать ее в модернизации энергетики
Минэкономики предложило свой проект программы модернизации электростанций, которая предварительно оценивается в 1,5 трлн руб. Министерство хочет распространить на энергетику обсуждаемый сейчас механизм инфраструктурной ипотеки, в предложении оговаривается возможность перераспределять объемы вводимых объектов по годам, что, по оценке аналитиков, позволит не перегружать потребителей. Крупная промышленность при этом считает, что новый механизм не является рыночным и не сможет создать альтернативу старым инвестконтрактам.
Минэкономики предлагает использовать механизм инфраструктурной ипотеки для модернизации генерации, свой вариант соответствующего проекта постановления правительства ведомство разместило на regulation.gov.ru 29 декабря. Профильные министерства должны внести свои замечания в сжатые сроки — до 12 января. Свой вариант проекта постановления должно представить Минэнерго, сроки в ведомстве не назвали, отметив лишь, что изучают проект Минэкономики. В Минэкономики документ не комментировали.
Речь идет о том, куда направить 1,5 трлн руб. платежей потребителей, которые высвободятся после завершения текущей программы строительства станций по договорам на поставку мощности (ДПМ). На совещании 14 ноября Владимир Путин одобрил предложения Минэнерго о начале новой десятилетней программы модернизации тепловой генерации (см. “Ъ” от 15 ноября). В декабре было опубликовано официальное поручение: «механизмы привлечения инвестиций» в модернизацию ТЭС нужно разработать до 1 марта, а к 1 мая должен быть готов доклад о поправках к законам.
40 гигаватт
мощностей электростанций могут обновить в рамках программы модернизации
Принцип инфраструктурной ипотеки как механизма государственно-частного партнерства Владимир Путин вкратце описывал в начале июня: по его словам, инфраструктурный объект фактически покупается в кредит, полученный от частных инвесторов, а пользователь объекта этот кредит постепенно гасит.
Суть предложения Минэкономики — ввести на энергорынке новый тип договоров о предоставлении мощности объектов инфраструктурной ипотеки. В пояснительной записке к проекту отмечается, что в отборе проектов могут участвовать инвесторы в ТЭС, зеленую энергетику и АЭС (это соответствует поручению президента), но на модернизацию не сможет претендовать гидрогенерация. В «РусГидро» это вчера не комментировали.
Министерство предлагает провести единый отбор проектов не позднее 1 августа 2018 года, начать поставку мощности — в 2022–2027 годах. При этом проект, по сути, позволяет перераспределять вводимую мощность по годам — Владимир Скляр из «ВТБ Капитала» считает, что это позволит выстроить финансовую нагрузку на потребителей таким образом, чтобы она не превышала пиковый уровень 2021–2022 годов (когда объем оплаты ДПМ будет на максимуме).
Вместе с тем ведомство предлагает более длительные сроки окупаемости — 25 лет (старые ДПМ рассчитаны на десять лет, замглавы Минэнерго Вячеслав Кравченко говорил о сроках «новых» ДПМ в 15–20 лет) и возможность привлечения в инвестпроекты долгового капитала. Ставку ДПМ по новым типам договоров Минэкономики предлагает устанавливать как надбавку к цене конкурентного отбора мощности (КОМ) для компенсации возврата на капитал. Сейчас же ставка доходности ДПМ привязана к облигациям федерального займа. Это, по мнению господина Скляра, создает дополнительные риски для генкомпаний, поскольку цена КОМ определяется сейчас на пять лет вперед, но на горизонте 25 лет она «малопредсказуема». В новом механизме, отмечает он, для производителей также отсутствует механизм смягчения эффекта резкого повышения стоимости фондирования, поскольку в инфраструктурной ипотеке уровень возврата средств фиксируется, а не «плавает», как в старых ДПМ. В «Совете производителей энергии» проект Минэкономики не комментировали.
Глава ассоциации «Сообщество потребителей энергии» Василий Киселев считает, что у инфраструктурной ипотеки нет ничего общего с инвестициями в генерацию. «Генерация — это не монопольный, а конкурентный сектор электроэнергетики, инвестиции в который в развитых энергосистемах регулируются законом спроса и предложения,— поясняет он.— В российской электроэнергетике для этого в 2016 году создан и действует долгосрочный конкурентный отбор мощности, уже дающий соответствующие инвестиционные сигналы. Но Минэкономики предлагает бессрочно навязывать потребителям новые нерыночные ДПМ и тем самым сохранить прежнее неэффективное ручное управление инвестициями в отрасли».