Окуркам перекрывают дорогу
Правительство ужесточает правила пожарной безопасности
Правительство России запретит выбрасывать окурки из окон автомобилей и поездов, а также сжигать траву вблизи дорог. Нормы содержатся в новой редакции «Правил противопожарного режима», которая вступит в силу в ближайшее время. Документ также обяжет собственников и пользователей земельных участков косить траву и убирать мусор.
Изменения внесены в правила противопожарного режима, установленные постановлением правительства №390 (вступают в силу через cемь дней после официального опубликования). Документ подготовлен по поручению президента РФ. Так, собственников, пользователей и арендаторов земли в границах населенных пунктов, садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений обязали регулярно убирать со своих участков мусор, а также косить траву. Аналогичные изменения коснутся и фермеров: они должны «принимать меры по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания сорной растительностью» и своевременно проводить сенокос. В период уборки урожая фермеры не смогут курить вне специально оборудованных мест. Кроме того, запрещено будет жечь траву в придорожных полосах автодорог, а также в охранных зонах железных дорог, путепроводов и продуктопроводов.
Ранее правительство уже обязало собственников и пользователей земельных участков, прилегающих к лесам, очищать от горючих материалов (в том числе травы, растений и валежника) полосу шириной не менее 10 м «либо создавать минерализованную полосу шириной не менее 0,5 м или другой противопожарный барьер». Источник “Ъ” в одном из ведомств, ответственных за борьбу с лесными пожарами, ранее предполагал, что МЧС России таким образом пытается переложить ответственность за пожарную безопасность с себя на собственников земель (см. “Ъ” от 24 августа 2016 года).
«Теперь правила требуют убирать мусор на всех участках вне зависимости от того, примыкают ли они к лесу или нет,— говорит эксперт “Гринпис России” Алексей Ярошенко.— По сути, это усиливает требования, введенные ранее». По его словам, уже есть случаи, когда собственники и арендаторы земель, примыкающих к лесным зонам, подверглись штрафам. Штрафы за такое нарушение составляют до 4 тыс. руб., добавляет господин Ярошенко. Он также отмечает важность введения запрета палов травы в придорожных полосах: «Ранее этого нельзя было делать только в полосах отвода, которых очень часто нет у сельских дорог».
При этом эколог обращает внимание, что с исполнением новых требований могут возникнуть проблемы. «У нас большое число бесхозных участков или участков с номинальным собственником, например, живет бабушка с пенсией в 5 тыс. руб., которая не косит траву,— сказал “Ъ” Алексей Ярошенко.— И в целом государственный пожарный надзор в системе МЧС не ориентирован на работу вне крупных городов. Возникает вопрос: сможет ли МЧС отслеживать соблюдение этих требований?»
Ограничения коснутся и автомобилистов. В новых правилах закреплен запрет «выбрасывать горячие шлак, уголь и золу, а также горящие окурки и спички во время движения железнодорожного подвижного состава и автомобильного транспорта» в полосах отвода и охранных зонах дорог, а также «на участках железнодорожных путей и автомобильных дорог». Отметим, вопрос курения в машине сегодня нормативно не урегулирован. В ноябре 2017 года Минздрав разработал поправки к закону «Об охране здоровья граждан от воздействия табачного дыма», включающие в том числе запрет курения за рулем (“Ъ” ранее сообщал об этом), но законопроект еще не рассматривался.
Новый запрет носит пока что «декларативный характер», поскольку контролировать данный вид нарушений очень сложно, пояснил “Ъ” первый зампред комитета Госдумы по госстроительству Вячеслав Лысаков. В перспективе, пояснил он “Ъ”, появится возможность снимать подобные нарушения на регистратор, установленный в салоне автомобиля, который будет фиксировать в том числе и выбрасывание окурков и мусора из окна, после чего материалы будут отсылаться в полицию для наказания собственника автомобиля без составления протокола. Соответствующий законопроект, напомним, ранее был внесен правительством в Госдуму, он предполагает создание специального приложения и программного обеспечения, которое позволит гражданам участвовать в наказании нарушителей. В случае с выбрасыванием окурков и мусора из окна, пояснил Вячеслав Лысаков, дополнительный запрет нужно будет также записать в правилах дорожного движения и внести изменения в КоАП.
«Если окурок выбросит пассажир, собственник машины или водитель должен будет нести за это ответственность»,— считает господин Лысаков.
Юрист, эксперт по безопасности движения Катерина Соловьева добавляет, что привычка выбрасывать окурки из окна является следствием «низкой экологической культуры»: «В странах с ее низким уровнем правильное поведение прививается на первых этапах санкциями». Ответственность за загрязнение обочин и дорог, добавляет госпожа Соловьева, зафиксирована в разных главах КоАП либо в региональных законах: «Составы сформулированы таким образом, что единообразной практики по привлечению к ответственности нет. Количество штрафов ничтожно мало».