Глобальный долг не угнался за ВВП
Мониторинг мировой экономики
Совокупный размер мирового долга за первые три квартала 2017 года увеличился на $16,5 трлн и достиг абсолютного максимума в $233 трлн, подсчитали эксперты Institute of International Finance (IIF). Рост задолженности отмечен во всех секторах экономики — у домохозяйств, правительств, корпоративного и финансового секторов.
В то же время соотношение глобального долга к ВВП продолжило сокращаться (четвертый квартал подряд) и составило 318% — что на три процентных пункта (п. п.) меньше максимума, зафиксированного годом ранее (321%). Среди причин — более высокие, чем ожидалось, темпы глобального роста, ускорение инфляции (особенно в Китае и Турции), а также усилия правительств по сокращению роста задолженности (Китай, Канада). В целом в 34 из 47 стран, включенных в выборку IIF, размер долга в процентах ВВП за год сократился.
Ультрастимулирующая политика центробанков обеспечила дешевизну кредитов для заемщиков. В результате размер задолженности за десятилетие вырос на $56 трлн. В частном секторе активнее всего наращивали долг корпорации и домохозяйства — на $26 трлн и $9 трлн соответственно. В 2017 году рекордсменами по росту частного долга стали Гонконг, Франция, Китай, Швейцария, Турция и Канада. При этом рост долга КНР (294% ВВП) замедлился до 2 п. п. по сравнению со средним значением 17 пунктов в 2012–2016 годах.
Высокий уровень закредитованности может ограничивать скорость и масштабы ужесточения денежно-кредитной политики, поскольку центральные банки предпочтут действовать осторожно, пытаясь поддержать рост, полагают в IIF. Одновременный отказ крупнейших центробанков от стимулирования может негативно отразиться и на способности правительств по обслуживанию долга, особенно в тех странах, где в последние годы рост заимствований опережал расширение доходов бюджета (Великобритания, Япония, США и Бразилия). Попытки других стран посоревноваться с США в сокращении налогов также могут подорвать долговую и фискальную устойчивость, предупреждают эксперты. 2018 год окажется непростым и для стран с формирующимися рынками: на него придутся сроки погашения облигаций и синдицированных кредитов на общую сумму свыше $1,5 трлн. Самые крупные выплаты по долларовым кредитам предстоят КНР, РФ, Корее и Бразилии.