Нефть подорожала, но не расщедрилась

Доходы бюджета от этого выше не станут

По данным Минфина, средняя цена нефти марки Urals по итогам января—декабря 2017 года составила $53,03 за баррель, увеличившись за год на 26,6%. Впрочем, в доходы бюджета повышенные поступления от нефти не попадут. Они закроют дефицит и пополнят Фонд национального благосостояния (ФНБ).

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

Как следует из сообщения на сайте Минфина, средняя цена нефти марки Urals по итогам января—декабря 2017 года составила $53,03 за баррель. По итогам 2016 года средняя цена барреля Urals составила $41,9. Средняя цена Urals в декабре 2017 года сложилась в размере $63,61 за баррель, что в 1,22 раза выше, чем в декабре 2016 года. Бюджетное правило, принятое летом прошлого года, не дает направить повышенные поступления от нефти в доход бюджета. Как уже сообщал “Ъ”, средства пойдут на замещение трат резервов, из которых будет закрываться дефицит, а далее — пополнят ФНБ.

Бюджет сверстан из консервативного прогноза цены нефти $43,8 за баррель. Дефицит 2018 года определен в 1,3% ВВП, расходы казны сокращены не только в реальном (с 18,1% в 2017-м до 17% ВВП в 2018 году и всего до 15,6% в 2020-м), но и в номинальном выражении. Под урезание попали и крупнейшие разделы казны «Социальная политика» и «Национальная экономика». Дефицит должен сократиться до 0,8% в 2019 и 2020 годах.

Бюджетное правило активно критикует глава Центра стратегических разработок (ЦСР) Алексей Кудрин. Он предлагает поднять цену отсечения до $45 за баррель. По мнению господина Кудрина, сохранение прогнозной цены нефти в $40 повлечет повышение налоговой нагрузки — доходная база бюджета сокращается, а средств на пенсии и медицину стареющему населению будет требоваться все больше.

Как цены на нефть влияют на формирование бюджета

Страх перед нефтью по $30 и полным проеданием резервов помогли Минфину в 2017 году завершить консолидацию федерального бюджета. Основой финплана на новую трехлетку стало бюджетное правило, призванное пресекать любые попытки увеличения урезанных расходов. Критики Минфина говорят, что правило будет забирать у экономики все ресурсы для роста, которые понемногу появляются при нефти по $50–60 за баррель. Ведомство в ответ дает понять, что проработанных реформ, на которые было бы разумно потратить нефтедоллары, по-прежнему нет — так что минимум до появления нового правительства с новыми идеями допдоходы предпочтительнее копить.

Читать далее

Отдел экономики

Вся лента