Революционным улицам готовят замену
В Екатеринбурге обсуждают отказ от «советского наследия»
Власти Екатеринбурга намерены в 2018 году вернуть улице Володарского ее дореволюционное название — Богоявленская, а к 2023 году, когда будет отмечаться 300-летие города, планируется переименовать еще несколько «советских» улиц, названия которых не связаны с историей города. Коммунисты назвали инициативу «антисоветским выпадом» и просчитывают возможности противодействия массовым переименованиям. Эксперты считают, что власти могут действовать решительнее и переименовать несколько улиц сразу.
О том, что в 2018 году в Екатеринбурге планируется переименовать улицу Володарского, расположенную в центре города, рассказал заместитель главы горадминистрации Сергей Тушин. «Мы с коллегами обсуждали возможность организации проведения опроса или референдума по названиям улиц. Думаю, в этом году улица Володарского переименуется в Богоявленскую и будет восстановлена историческая справедливость»,— рассказал он. В 2016 году комиссия администрации Екатеринбурга по городским наименованиям предложила переименовать улицу Володарского в Рок-клубовскую (на ней в 1980-е годы находился Свердловский рок-клуб). Однако господин Тушин уточнил, что эти предложение были признаны неблагозвучными, и власти решили сменить название улицы на Богоявленскую. Большинство зданий на улице нежилые, поэтому протеста со стороны жителей власти не ожидают.
К 300-летию Екатеринбурга, до 2023 года, городские власти планируют сменить названия еще нескольких улиц в центре города: улицы Сакко и Ванцетти, Карла Либкнехта и улицы Венгерских коммунаров. «Названия не имеют никакого отношения к нашей истории. Одна компания отказывалась открывать свой магазин на улице Сакко и Ванцетти, потому что не хотела размещаться на улице "террористов"»,— рассказал Сергей Тушин.
Исторические названия улиц в Екатеринбурге начали меняться на «революционные» с 1919 года, массово улицы переименовали в 1937 году. Сам город в 1924 году стал Свердловском. В 1991 году горсовет вернул городу историческое название, однако улицы сохранили советские названия. В 2012 году студенты Уральского финансово-юридического института выступили с инициативой о переименовании улицы Карла Либкнехта в проспект Вознесенский, однако дальнейшего развития она не получила. В 2014 году общественная организация «Союз молодых семей» предлагала сменить название улицы Сакко и Ванцетти на Владимира Путина. Против выступили жители улицы. В 2016 году по инициативе горадминистрации часть улицы Толмачева переименовывали в Царскую (на ней находится Храм-на-Крови). Полностью улицу переименовать не смогли из-за протестов жителей, поэтому изменения коснулись только шести нежилых зданий.
В КПРФ выступили резко против переименования улиц в Екатеринбурге. «Единственная причина всех этих идей — примитивный антисоветизм. Нет за ними ни народной поддержки, ни рациональных доводов. Пример с улицей Толмачева ясно показал, что жители не хотят чехарды с названиями. Пусть все остается как есть. Советский период в истории Свердловска был. И был славным. Будут новые достижения, новые стройки — пусть будут и новые названия»,— отметил лидер свердловских коммунистов Александр Ивачев. На ближайшем пленуме Свердловского обкома партийцы составят план действий по сопротивлению переименованию улиц, в том числе обсудят возможность введения моратория на переименования улиц.
По мнению главы экспертного совета КЦ «Департамент политики» Александра Белоусова, постепенно переименовывая улицы, городские власти одновременно отвечают общественному запросу на «декоммунизацию» и не вызывают общественного негатива — не затрагивают крупные улицы. «Около 20–30% улиц Екатеринбурга носят коммунистический оттенок. Они идеологические и как пропагандистское наследие сейчас не нужны»,— пояснил он. Политолог Федор Крашенинников считает, что городские власти могут действовать решительнее: переименовывать проспект Ленина или сразу список улиц в исторической части города. «Очевидно, от большинства советских названий власти откажутся после президентских выборов, когда выяснится, что кандидата от КПРФ мало кто поддерживает»,— добавил он.