Россия борется за «Столичную»
Почему вокруг бренда не прекращаются судебные тяжбы
Россия получила права на водку «Столичная» в Голландии. Москве удалось отсудить бренд у бизнесмена Юрия Шефлера, который владеет им почти по всему миру. Россия добивается прав на «советскую» марку на протяжении десятилетий. Почему государство так борется за «Столичную»? Об этом — Иван Корякин.
«Столичная» — самая известная русская водка за рубежом. Этим она обязана своей 80-летней истории и «мягкому и бархатистому» вкусу, так сказано на сайте «Союзплодоимпорта». Эту организацию специально создали для восстановления и защиты прав на «советские» алкогольные марки. Россия считает, что такие бренды должны были перейти ей по наследству, поэтому с начала нулевых «Союзплодоимпорт» и судится с Юрием Шефлером, владельцем SPI Group. Он выкупил права на «Столичную» и другие марки в 1997 году.
Эксперты рынка полагают, что права на «Столичную» должны принадлежать России. С этим, в частности, согласен креативный директор брендингового агентства «Кауфман» Станислав Кауфман: «Решение передать торговую марку "Столичная" господину Шефлеру было принято в смутное время. Сейчас государство абсолютно правильно отстаивает свои интересы, и я надеюсь, что дальше оно будет продолжать в том же направлении. Бренд должен принадлежать стране, он, в общем-то, всегда являлся государственным. В конце концов, есть вещи, которые не могут находиться в частном владении».
Россия борется за «Столичную» долго, но успешно. Юрий Шефлер уже проиграл суды в Люксембурге и Бельгии. В прошлом году Forbes оценил его состояние в более чем $1,5 млрд, поместив на 56-ю строчку в списке богатейших бизнесменов России, несмотря на то, что годом ранее у Шефлера было на $300 млн больше.
Возможно, это потому что бизнесмену приходится тратить деньги защиту бренда, не исключает директор Центра исследований федерального и регионального рынка алкоголя Вадим Дробиз. Но шансов отстоять свои права у Шефлера все меньше, считает эксперт: «Господин Шефлер стал миллиардером именно потому, что владеет брендом "Столичная", который достаточно раскручен в мире. И бизнесмен сейчас тратит деньги, прежде всего, на удержание торговой марки. Это битва экономическая, это курица, которая приносит золотые яйца. Но в течение десять лет, думаю, все права перейдут полностью государству».
Пока же за Шефлером остается самый большой зарубежный рынок для российской водки — американский. Сколько еще бизнесмен будет продавать «Столичную» в США, неизвестно. Но в 2016 году суд Нью-Йорка возобновил тяжбу Шефлера с Москвой. Так что у государства есть все шансы взять «Столичную» в свои руки.
В конце прошлого года «Роскачество» присвоило водке «Столичная» 9,5 баллов за вкус и запах. Для сравнения — водка «Абсолют» получила на 0,4 балла меньше.