Вертолеты внутреннего пользования
Из-за проблем с сертификацией авиатехника не летит на экспорт
Как выяснил “Ъ”, тянущаяся уже третий год передача полномочий по сертификации авиатехники от Межгосударственного авиационного комитета (МАК) Росавиации осложняет экспорт из РФ гражданских вертолетов. Гендиректор входящих в «Ростех» «Вертолетов России» Андрей Богинский попросил Минтранс, Минпромторг и Росавиацию упростить сертификацию, поскольку без договоренностей с зарубежными авиавластями сроки и стоимость процедур растут. В Росавиации и Минтрансе уверяют, что проблемы сняты, но в Минпромторге пока видели в лучшем случае лишь проекты соглашений с авиарегуляторами некоторых стран.
Глава «Вертолетов России» Андрей Богинский попросил министра транспорта Максима Соколова провести совещание с Минпромторгом и Росавиацией, чтобы определить меры для упрощения сертификации авиатехники «в приоритетных для экспорта регионах», рассказали “Ъ” источники, знакомые с ситуацией. По их словам, холдинг при взаимодействии с зарубежными авиавластями сталкивается с проблемами при сертификации вертолетов.
В конце 2015 года правительство передало сертификацию авиатехники, ее разработчиков и изготовителей, а также заключение соглашений с зарубежными авиавластями от Авиационного регистра МАК (АР МАК) Минтрансу и Росавиации. Без таких документов, прежде всего признаваемых США и ЕС, экспорт затруднен. Но Росавиация долго создавала структуру, которая получила часть функции МАК,— ФАУ «Авиарегистр РФ». По планам Росавиации, ФАУ должно вести сертификацию самолетов, двигателей, винтов и бортового оборудования. Но соглашения с зарубежными авиавластями и экспортные сертификаты подписывает само агентство. В октябре Росавиация объявила о подписании с авиавластями Италии (ENAC) соглашения в области летной годности, сняв проблемы с экспортом SSJ 100. Сертификация в Италии необходима, так как партнером «Гражданских самолетов Сухого» по SSJ 100 выступает итальянская Alenia Aermacchi. В декабре Росавиация заявляла о планах подписать соглашение с КНР.
Источник “Ъ”, знакомый с письмом Андрея Богинского, говорит, что без отношений с зарубежными авиарегуляторами увеличиваются сроки и стоимость сертификации, снижается конкурентоспособность российской гражданской авиатехники на внешних рынках. Сейчас большая часть поставок «Вертолетов России» идет в РФ: в 2017 году планировалось поставить в страну 65–70 гражданских вертолетов с дальнейшим ростом продаж. Но высокий внутренний спрос до насыщения рынка сохранится не более двух-трех лет. В 2017 году на экспорт собирались поставить 15 вертолетов, на 2018 год законтрактованы 12 машин, готовы к поставкам легкий многоцелевой «Ансат» и вертолет среднего класса Ми-171А2. Для увеличения экспорта машины должны соответствовать требованиям заказчиков и международным стандартам, говорит собеседник “Ъ”. В 2016 году «Вертолеты России» снизили продажи до 189 машин в 13 стран (в 2015 году 212 штук в 17 государств), а выручка упала со 177 млрд до 165,8 млрд руб. На госзаказчиков РФ в 2016 году пришлось 52% (47,2% в 2015 году), на ВТС — 39% (вместо 44,3%), 9% (8,5% годом ранее) ушло коммерческим заказчикам.
Эксперт портала Aviation Explorer Владимир Карнозов отмечает, что на фоне спада спроса на военные вертолеты гражданский сегмент приобретает для «Вертолетов России» стратегическую значимость. «Потенциально перспективным рынком является Китай, и работа по сертификации российской техники в регионе велась еще по линии АР МАК»,— говорит он.
В «Вертолетах России» и «Ростехе» отказались от комментариев. В Минтрансе подтвердили получение письма, отметив, что совещание «уже состоялось при участии заинтересованных структур», и было отмечено «отсутствие неисполненных заявок» «Вертолетов России» на работы по признанию сертификатов за рубежом. В Росавиации заявили, что с холдингом есть «полное понимание последовательности действий» для создания условий для поставок техники за рубеж, с холдингом «нет неурегулированных вопросов» по сертификации и нормированию летной годности техники.
Но, по данным источников “Ъ”, разногласия до сих пор не сняты и будут обсуждаться на совещании в январе. Это, по сути, подтверждают и данные Минпромторга. Там говорят, что министерство согласовало проекты соглашений Росавиации с КНР, Кубой, Турцией, европейской EASA, но не получило в министерстве информации об их заключении. Также Минпромторг до сих пор не видел даже проектов соглашений с Канадой, Мексикой, Бразилией, Ираном, указанных в письме Андрея Богинского. Их отсутствие, признают в министерстве, делает «практически невозможным» экспорт техники гражданским потребителям.