Автошколам уточнили правила
ГИБДД разработала новый порядок проверок
МВД разработало проект приказа, который обяжет автошколы согласовывать их учебные программы и материально-техническую базу с Госавтоинспекцией. ГИБДД, в частности, сможет приостанавливать работу учреждений по подготовке водителей, если превышена численность обучающихся либо у автошколы кончился срок аренды на учебную площадку. Участники рынка приветствовали появление документа, ГИБДД скорректировала спорные моменты первоначальной версии, говорят они.
Напомним, по действующим правилам автошколам для работы необходимы лицензия (выдается подразделениями Рособрнадзора) и заключение ГИБДД. Органы Госавтоинспекции, в частности, проверяют учебные программы образовательных организаций и их материальную базу (оборудование в классах, площадки для вождения и т. д.). Правила выдачи заключений ранее были регламентированы в письме-рекомендации ГИБДД России, но с апреля прошлого года оно не применяется. Это создало правовой вакуум и неразбериху: Госавтоинспекция обязана выдавать заключения автошколам согласно указу президента РФ №711, а как это делать — неясно.
Поэтому ГИБДД был разработан новый порядок выдачи заключения, который будет регламентирован двумя приказами МВД (в одном опишут порядок проверки материальной базы школ, в другом — учебных программ). Проекты документов вчера были размещены на regulation.gov.ru.
Они определяют перечень документов и базовую информацию, которую автошкола должна предоставить в ГИБДД: действующая лицензия, данные о количестве обучающихся в течение года (рассчитывается по специальной формуле), список педагогов, учебный план и т. д. Отдельный пакет документов понадобится для учебной площадки: подтверждение права пользования (договор аренды и т. д.), результаты замеров коэффициента освещения, уклонов, а также сцепления колес машин с поверхностью площадки.
В течение месяца после приема документов сотрудники ГИБДД должны провести выездную проверку. Повторная проверка проводится, если ранее выданное заключение закончилось — оно будет действовать в течение пяти лет. Также впервые оговорены условия прекращения действия заключения (в этом случае автошкола должна приостановить работу), среди которых превышение ранее оговоренного числа обучаемых в год, истечение сроков аренды на площадку, ликвидация организации. Решение о приостановлении заключения в течение дня направляется как в автошколу, так и в подразделение Рособрнадзора.
Документ получился более проработанным по сравнению с первоначальной версией, опубликованной в ноябре 2017 года (“Ъ” сообщал о ней ранее), говорят опрошенные “Ъ” эксперты. Так, к примеру, изначально срок заключения предлагалось ограничить тремя годами, теперь он увеличен до пяти лет, отмечает президент Межрегиональной ассоциации автошкол Татьяна Шутылева.
Главный эксперт Национального экспертного совета по обучению и тестированию водителей Александр Лыткин обратил внимание на норму, согласно которой автошколы обязаны предоставить в ГИБДД результаты обследования площадки. «Сейчас замеры осуществляют представители Госавтоинспекции,— пояснил он “Ъ”.— Теперь это будут специализированные организации — как правило, дорожники, имеющие сертифицированное оборудование и приборы для замера уклонов и освещенности. За это нужно будет заплатить, но это удобнее, чем ждать специалистов из ГИБДД». Господин Лыткин при этом отметил, что проект нужно доработать. Дело в том, что отдельным автошколам выданы бессрочные заключения, а значит, новые требования на них не распространяются. Нужно уравнять в правах все образовательные учреждения, говорит Александр Лыткин.
Не учат в школе
Большая часть учеников московских автошкол, желающих управлять легковой машиной, не могут сдать экзамен в ГИБДД с первого раза. В Госавтоинспекции констатируют: уровень подготовки низкий, кандидатов в водители не учат, а натаскивают на экзамены, а сами автошколы преследуют в основном коммерческие цели. Сами автошколы с подобной оценкой не согласны.