Регионы подогреют предвыборный ажиотаж
Фонд «Петербургская политика» оценил старт президентской кампании
Фонд «Петербургская политика» прогнозирует самую высокую явку на президентские выборы в Тюменской и Кемеровской областях, а также в республиках, а самую низкую — в Москве и Санкт-Петербурге, Астраханской, Новосибирской и Томской областях. В декабре, считает глава фонда Михаил Виноградов, наиболее остро выглядела тема противоречия между «настроем политической системы на инерционный характер» президентской кампании и «задачами нагнетания явки», которая может быть делегирована регионам.
Фонд «Петербургская политика» представил рейтинг политической устойчивости регионов за декабрь, посвященный старту президентской избирательной кампании. В докладе приводится прогноз явки избирателей в регионах на президентские выборы 2018 года, основанный на результатах прошедших президентских и думских выборов. Так, рекордная явка может быть зафиксирована в Тюменской области, Туве, Дагестане, Кемеровской области, Чечне, Ямало-Ненецком автономном округе, Карачаево-Черкесии, Татарстане, Ингушетии и Республике Северная Осетия — Алания. Самая низкая явка прогнозируется в Москве, Санкт-Петербурге, Астраханской, Новосибирской, Томской, Иркутской областях, Республике Коми, Забайкальском крае, Новгородской и Костромской областях. С момента возвращения прямых губернаторских выборов примерно в тех же регионах наблюдалась самая высокая явка, самую низкую показывали Архангельская, Томская, Новгородская, Владимирская и Смоленская области.
В декабре, говорит президент фонда Михаил Виноградов, наиболее остро выглядела тема противоречия между «настроем политической системы на инерционный характер» и «задачами нагнетания явки». В связи с этим появляются риски, что задача «по созданию предвыборного "ажиотажа"» может быть делегирована региональным элитам, которые вынуждены будут действовать «с учетом двойственного характера имеющихся задач»: им придется обеспечить явку выше «естественного фона» на фоне ограничений на коррекцию результатов голосования и активное использование региональной повестки. Так, самые узнаваемые идеи местных референдумов были заблокированы на стадии сбора подписей — в частности, о переносе столицы Коми из Сыктывкара в Ухту. «Инерционный сценарий избирательной кампании» не несет существенных рисков для действующей федеральной власти, но это не гарантирует «безоблачной жизни» региональным руководителям, подчеркивают авторы доклада. Кроме того, возможен конфликт между задачей по временной политизации избирателей в период президентской кампании и недостаточным опытом в публичной политике части так называемых губернаторов-технократов. Напомним, осенью прошлого года сменилось 11 глав регионов.
Политолог Александр Кынев говорит, что ситуация с явкой усугубилась «на думских выборах 2016 года», на которых отмечалась «самая высокая диспропорция»: в регионах с традиционно аномально высокими результатами явка осталась предельно высокой, а на Урале, Дальнем Востоке и в Сибири — «сильно упала». «Существует несколько сценариев повышения явки: за счет регионов-аутсайдеров с высоким процентом независимого электората, а также создания некой интриги. Пока наблюдаются шаги в сторону второго сценария: в выборах участвуют такие кандидаты, как Павел Грудинин (кандидат от КПРФ.— “Ъ”) и Ксения Собчак (выдвигается от "Гражданской инициативы".— “Ъ”)»,— сказал “Ъ” господин Кынев.
Референдумы снимаются с президентских выборов
Регионы отказываются от проведения одновременно с президентскими выборами местных референдумов.