"Титану 2" прилетело за опоздание с аэродромом
"Дочка" петербургского холдинга должна Минобороны 1,2 млрд рублей за срыв сроков реконструкции инфраструктурного объекта
Реконструкция аэродрома Энгельс в Саратовской области, начатая в 2012 году, обернулась для петербургского АО "Концерн "Титан-2"", совладельцами которого являются АО "Росэнергоатом" и семья Григория Нагинского, серьезными проблемами. В конце декабря ФГУП "Главное управление строительства дорог и аэродромов" Минобороны отсудило у "дочки" холдинга ОАО "Управление автомобильного транспорта" (УАТ), которая работала на объекте, 1,24 млрд рублей неустойки за просрочку выполнения работ. В "Титан 2" заявили, что будут обжаловать это решение, в противном случае холдингу придется выплатить 30% от стоимости контрактов.
Иск ФГУП "ГУ СДА" к УАТ поступил в арбитражный суд Москвы в сентябре 2017 года. Как следует из материалов дела, между сторонами в мае и декабре 2012 года было заключено два контракта ценой 2,93 и 1,2 млрд рублей. Согласно им, УАТ в качестве субподрядчика обязалось выполнить строительно-монтажные работы при реконструкции аэродрома Энгельс, который расположен в одноименном городе в Саратовской области. Все работы должны были быть завершены к октябрю 2014 года. Но, как указывает истец, предусмотренные договором работы вовремя субподрядчиком не выполнены.
В результате военные потребовали взыскать с УАТ неустойку в размер более 2 млрд рублей. Ее размер определялся из условий договора, согласно которым подрядчик вправе предъявить субподрядчику требование об уплате неустойки в размере 0,1% от цены договора за каждый день просрочки до фактического завершения работ (но не менее 1/300 действующей на день уплаты неустойки ставки рефинансирования ЦБ РФ).
27 декабря Московский арбитраж встал на сторону ФГУП "ГУ СДА". "Итоговые акты приемки выполненных работ между сторонами по спорным договорам до настоящего времени не подписаны, что свидетельствует о том, что работы в полном объеме по спорным договорам не выполнены",— говорится в решении. При этом иск был удовлетворен частично: суд уменьшил неустойку УАТ до 1,243 млрд рублей. Ее размер был снижен в силу п. 1 ст. 333 ГК РФ (если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе ее уменьшить).
УАТ — крупная автотранспортная компания, которая специализируется на производстве земляных работ при строительстве объектов промышленного назначения. Автопарк УАТ насчитывает около 600 единиц техники. По данным kartoteka.ru, выручка компании в 2016 году составила 3,3 млрд рублей, чистый убыток — 242,5 млн. На 98,9% УАТ принадлежит строительном холдингу "Титан-2", в числе проектов которого энергоблоки Балтийской АЭС и Ленинградской АЭС-2, Северо-Западная ТЭЦ, а также атомная электростанция "Ханхикиви-1" (Финляндия).
В пресс-службе "Титан 2" сообщили "Ъ", что УАТ категорически не согласно с вынесенным решением и предпримет все меры для его обжалования в порядке апелляционного производства. "Вопреки представленным в материалах доказательствам завершения УАТ всех работ по реконструкции военного аэродрома Энгельс, получения Минобороны РФ разрешений на ввод реконструируемых объектов в эксплуатацию, передачи таких объектов военным частям для непосредственного использования — суд первой инстанции необоснованно взыскал в пользу ФГУП "ГУ СДА" неустойку за нарушение конечных сроков выполнения работ",— отмечают в "Титан 2".
"Размер взыскиваемой неустойки при применении ст. 333 ГК РФ, как правило, не превышает 30-50% от стоимости контракта",— говорит управляющий партнер УК "Право и бизнес" Александр Пахомов. По его словам, в большинстве крупных контрактов величина договорной неустойки ограничивается размером стоимости контракта или определенного этапа строительства, но наряду с неустойкой можно взыскивать и убытки, причиненные неисполнением обязательства в срок.