Бензин не уложился в инфляцию
Рост цен сдерживают только выборы
Стремительный рост биржевых цен на бензин осенью 2017 года отразился на рознице в декабре. По данным Росстата, розничные цены на бензин в РФ поднялись сразу на 1,4%, а в целом за год рост стоимости топлива превысил инфляцию втрое. В предвыборный период участники топливного рынка не ожидают нового скачка цен, однако убеждены, что в целом в 2018 году можно ожидать такого же роста, как и в прошлом году, чему будет способствовать и повышение акцизов.
Рынок бензина закончил 2017 год убедительным повышением розничных цен. По данным Росстата, они выросли на 1,4%, в то время как потребительская инфляция составила лишь 0,4%. В целом за год бензин подорожал на 7,3%, что почти втрое выше официально объявленной инфляции 2,5%. К концу декабря, по данным статистики, Аи-92 и Аи-95 в среднем по России подорожали до 38 руб. и 41 руб. за литр соответственно, дизельное топливо — на 9,8%, до 40,5 руб. за литр.
Такая ситуация стала естественным следствием высокого уровня цен на оптовом рынке — в 2017 году так и не произошло их традиционного сезонного резкого снижения на бирже осенью, поскольку участники рынка продолжали отыгрывать повышение акцизов. В предыдущие годы зимой, обычно в январе–феврале, на рынке наблюдалась стагнация или даже небольшое снижение розничных цен, поскольку НПЗ по технологическим причинам продолжают выпуск на максимуме, а внутреннее потребление остается низким. Но с 2017 года тенденция начала меняться, и в этом году цены в рознице зимой едва ли пойдут вниз: уже с 1 января акцизы вырастут на 50 коп. на литр, а с 1 июля — еще на 50 коп.
Кроме того, растущие цены на нефть увеличивают привлекательность экспорта топлива. Это может привести к тому, что на рынке не окажется привычного профицита товара в январе–феврале, а в марте с началом ремонтов на НПЗ рынок вновь перейдет в напряженное состояние.
В ноябре прошлого года оптовые цены на бензин уже перешли к резкому росту (а максимум годовой цены был достигнут в начале декабря), и только после вмешательства ФАС цены пошли вниз. В частности, говорили собеседники “Ъ”, ФАС попросила снять некоторые объемы с экспортных направлений. На закрытии торгов в среду Аи-92 стоил 40,8 тыс. руб. за тонну, Аи-95 — 41,4 тыс. руб., показав рост на 0,75% и 0,8% за тонну соответственно, что почти соответствует уровню весны прошлого года.
В среду глава ФАС Игорь Артемьев заверил, что ситуация с ценами «в поле зрения» службы. «Думаю, что вообще с точки зрения топлива критических моментов не будет еще очень длительное время. В ближайшие десять лет не вижу, в связи с чем они могут возникнуть»,— уверен господин Артемьев.
Сейчас в связи с благоприятной конъюнктурой мирового рынка бензин и межсезонное дизтопливо на внутреннем рынке торгуются с дисконтом к экспортному паритету, отмечает Михаил Турукалов из «Аналитики товарных рынков». По его мнению, если мировые цены на нефть и нефтепродукты останутся высокими, то искусственно удерживать цены на внутреннем рынке не получится и оптовые цены вырастут в апреле-мае, считает он.
По словам главы Российского топливного союза Евгения Аркуши, если в конце года удалось наладить ситуацию с нехваткой предложения топлива на бирже, в результате чего у АЗС выросла прибыльность продаж, то ситуация с зимним дизельным топливом остается тревожной. По его словам, товара «просто не хватает», и сейчас создается ситуация, когда биржевая цена выше розницы. Такая ситуация связана с тем, что для производства зимнего дизтоплива используются керосиновые фракции, которые нужны и для выпуска авиакеросина, потребление которого традиционно растет в период новогодних отпусков.
Опрошенные “Ъ” эксперты и трейдеры надеются, что по крайней мере до выборов розничные цены на топливо не будут серьезно расти. Однако в целом, отмечает Михаил Турукалов, есть все основания полагать, что в 2018 году динамика розничных цен на топливо будет аналогична прошлогодней.