Ангела Меркель взялась за старое
Канцлер ФРГ еще рассчитывает сформировать «большую коалицию»
Уже сегодня в Берлине могут завершиться промежуточные переговоры о формировании правительственной коалиции между лидером Христианско-демократического союза и канцлером ФРГ Ангелой Меркель, ее баварским партнером Хорстом Зеехофером из баварского Христианско-социального союза и социал-демократом Мартином Шульцем. Несмотря на сохраняющиеся разногласия, политики по-прежнему надеются, что им удастся сохранить лицо и договориться о формировании нового правительства — хотя бы к апрелю.
Переговоры, которые проходят на этой неделе в Берлине, по-немецки называются «разведпереговорами» — это промежуточная фаза консультаций. Если они будут успешны, то четыре месяца спустя после парламентских выборов ведущие партии страны, представляющие правый и левый центр (соответственно ХДС/ХСС и СДПГ), смогут наконец приступить к официальной фазе подготовки коалиционного соглашения. С понедельника 39 представителей — по 13 от каждой партии — пытаются нащупать почву для будущего компромисса.
Напомним, парламентские выборы в Германии прошли еще в конце сентября прошлого года. После выборов канцлер Ангела Меркель, ее Христианско-демократический союз и их баварские партнеры из Христианско-социального союза пошли на неожиданный шаг, начав переговоры о формировании правительственной коалиции с либеральной Свободной демократической партией (СвДП) и «Зелеными». Если бы такая коалиция (по фирменным цветам партий — черный, желтый, зеленый — ее заранее называли «ямайской») была сформирована, то это было бы премьерой на федеральном уровне. Однако в ноябре СвДП неожиданно вышла из коалиционных переговоров — и между перевыборами, правительством меньшинства и новым раундом консультаций все скорее пока склоняются к последнему решению. В декабре Ангела Меркель, Хорст Зеехофер и Мартин Шульц согласились — с подачи президента Франка-Вальтера Штайнмайера — попробовать договориться между собой. Несмотря на то что социал-демократы и консерваторы — традиционные оппоненты, такая коалиция уже была у власти в Германии в 1966–1969 годах, затем в правительстве Меркель в 2005–2009 годах и с 2013-го.
После того как в прессе с сентября муссировались разногласия между консерваторами, либералами и зелеными, новый раунд консультаций партии договорились проводить в обстановке секретности. Поэтому публично комментарии были общего характера: например, в СМИ цитируют вице-председателя СДПГ Ральфа Штегнера, который на вопрос о настроении в рядах переговорщиков кивнул на затянутое тучами небо: мол, какая погода, такое и настроение. Впрочем, вчера Мартин Шульц уже обвинил однопартийцев Ангелы Меркель в том, что те сливают журналистам информацию. Не исключено, что речь могла идти о пересказе в таблоиде Bild разговора лидера социал-демократов с коллегами. «Если переговоры провалятся, моей политической карьере конец»,— якобы сказал Мартин Шульц. «И не только твоей»,— будто бы ответил ему Хорст Зеехофер.
Впрочем, и консерваторы не остались в долгу: так, глава ХСС Хорст Зеехофер намекнул, что формирование коалиции возможно, если СДПГ будет скромнее в своих требованиях. Недовольство консервативного блока, в частности, вызвали предложения СДПГ смягчить действующий до марта запрет на воссоединение семей беженцев. В частности, речь идет о восстановлении такого права для сирийских беженцев, получивших временное (формально — неполное) убежище в ФРГ и не имеющих возможности пригласить к себе, например, супругу и детей. Кроме того, СДПГ выступает за введение единой системы медицинского страхования. Как сообщает Rheinische Post, если удовлетворить требования всех сторон, это потребует выделения из бюджета дополнительных €100 млрд при заданном ограничении в €45 млрд.
«Мы будем быстро и активно работать. Думаю, что все получится»,— пообещала лично канцлер Ангела Меркель. Впрочем, даже если лидеры согласятся перейти к официальной фазе переговоров о формировании коалиции (а завершить «разведпереговоры» планируется до завтрашнего дня и, возможно, уже сегодня), это не значит, что правительство будет сформировано в ближайшее время. Многоуровневая система согласований предполагает, что помимо переговорщиков решение о начале подготовки коалиционного соглашения должны одобрить партии. Они же должны еще раз согласиться с финальной редакцией документа, если его удастся согласовать. Все это означает, что новое правительство появится не раньше конца марта. «Самое позднее до Пасхи (1 апреля.— “Ъ”) все должно быть создано»,— заверил журналистов Хорст Зеехофер.