Город от ума
Автомобильные новинки CES 2018
Автотехника на грани фантастики представлена на Международной выставке потребительской электроники Consumer Electronics Show в Лас-Вегасе. Подробности — в материале «Автопилота».
Для автолюбителей сама идея искать новую машину среди телевизоров, аудиосистем и ноутбуков, наверняка, покажется абсурдной. Но это пока. Судя по экспозициям Международной выставки потребительской электроники CES 2018, открывшейся накануне в Лас-Вегасе, эволюция автоиндустрии достигла очевидной грани. До нее — традиционные «тележки» для транспортировки пешеходов и грузов. После нее — мобильные мультифункциональные комплексы, заставляющие вспомнить поэтический завет о том, что «жизнь – это тоже частичка жизни твоей, жить и в пути умей». .
Революционный переход этой грани может оказаться даже более быстрым, чем переход от телефонного аппарата с барышней на коммутаторе до смартфона. Во всяком случае, многие участники шоу в Лас-Вегасе оценивают шансы такого перехода как очень большие. Возможно, сказывается магия места, где вера в удачу и азарт захватывают даже очень здравомыслящих людей
Автомобилям на CES 2018 посвящены сразу два тематических блока — «автономные транспортные средства» и «транспортные технологии». Появление автопилотируемого транспорта воспринимается как неизбежность уже совершенным большинством крупных и признанных на рынке производителей. Интерес публики вызывает уже не сам факт какой-либо концептуальной самодвижущейся модели, а ее премьера от неожиданного игрока или то, чем она отличается и превосходит другие самоходки.
Китайский автомобиль Byton Concept, например, интересен и тем, что это продукт стартапа, а не известной автокомпании, и своей гигантской передней панелью, объединившей три монитора, общей диагональю 49 дюймов и заменившей традиционное «торпедо». Представленная на шоу перспективная платформа Toyota (она таки называется Platform 3.0) сейчас интегрирована в тело флагманского седана Lexus LS600hL. Однако, потенциально она может быть установлена и на других моделях марки. Платформа хороша не столько количеством датчиков и лидаров (лазерных радаров, самый мощный из которых «бьет» на 200 метров), сколько их необычным размещением в корпусе автомобиля, крыша которого стала похожа на мотоциклетный шлем.
Кроме того, Toyota представила концепт E-Palette, который смело можно назвать не только транспортом будущего, сколько «мобильным домом быта» или «мобильной единицей сервиса». Достоинство E-Palette заключается во вторую очередь в умение двигаться самостоятельно. В первую – это легкость трансформации под нужды потребителей. Сегодня этот домик на колесах может быть пиццерией, завтра – интернет-кафе, послезавтра грузовым такси.
Пока всех других на шоу в Лас-Вегасе превзошла компания Intel, которая представила прототип летающего и одновременно беспилотного автомобиля Volocopter. Впрочем, устройство с 18 двигателями, работающими от 9 аккумуляторных батарей, системой навигации и баллистическим парашютом больше относится к сфере авиации, чем наземного транспорта. Что не мешает главе Intel Брайану Кржаничу рассматривать его как замену такси: «Представьте, что вы достаете смартфон, открываете соответствующее приложение и вызываете персональное воздушное такси... Будущее на самом деле гораздо ближе, чем вам может казаться».
Свое особое видение будущего и у руководства Ford. Генеральный менеджер компании Джим Хэккетт предложил создать общую платформу для управления различными видами транспорта и транспортными потоками. Цель Ford — создание мобильных облачных сервисов (transportation mobility cloud), которые смогут изменить городскую среду и сделать ее существенно чище. В облачные сервисы будут встроены и парки общественных беспилотников. Они будут намного эффективнее существующего таксопарка: по данным американских экспертов по транспортным потокам, треть такси Нью-Йорка, например, большую часть полезного времени ездит пустыми. Кроме того, беспилотники станут использоваться и для доставки товаров потребителям. В этом начинании Fordподдержат партнеры Dominos Pizza и Postmates. Тесты нового для себя бизнеса в Ford обещают начать в самое ближайшее время. Площадкой для эксперимента будет выбран небольшой городок в США, название которого компания отказалась раскрыть журналистам.
Переход к полностью автоматизированной технике грозит человечеству новым витком отупения. Избежать которого хотя бы частично должна помочь технология Nissan B2V. На шоу в Лас-Вегасе публика имеет шанс увидеть, как можно управлять автомобилем одной лишь силою мысли. Особо чувствительно датчики, расположенные на специальном шлеме, улавливают сигналы от мозга человека и передают их бортовому компьютеру, контролирующему работу как систему управления, так и двигателя, трансмиссии и электронных ассистентов. Умный компьютер мгновенно обрабатывает полученную информацию, принимает решения и выдает команды к действию. В теории учитываются не только сигналы от мозга, но и эмоции. Насколько хороша технология при практическом применении, покажет время и более широкий охват потребительской аудитории. Мозговые сигналы у разных потребителей очевидно имеют разную силу.
Свою лепту в полное обесчеловечение транспорта вносят и производители самобалансирующих двухколесных аппаратов типа Segway. На шоу в Лас-Вегасе можно увидеть полностью автономных «сегвей-роботов» Nimbo, вооруженных камерами кругового обзора, колесящих по периметру охраняемых объектов до полного разряда батарей и успешно выполняющих функцию парковщиков, охранников и даже ищеек. Аппараты Nimbo от компании Touring способны заменить целое ЧОП. Ну или, по крайней мере, значительную его часть. Оставшиеся стражи могут воспользоваться не только глазами, но и колесами роботов, при необходимости оседлав сегвей и проехав на нем до нужной точки со скоростью 15 км/ч.
О других новинках CES-2018 в области электроники и технологии читайте в материале Ъ-Hi-Tech «Города и вещи становятся умнее, а электромобили — мобильнее»