Григорий Родченков появится на дистанции
Он даст показания на важном для российского спорта процессе в CAS
Бывший директор Московской антидопинговой лаборатории Григорий Родченков, чьи свидетельства во многом спровоцировали допинговый кризис, из-за которого сборная России будет вынуждена выступить на Олимпиаде в Пхёнчхане под нейтральным флагом, в конце января, впервые с того момента, как кризис разразился, выйдет в публичное пространство. Он даст показания, правда, дистанционно, на процессе в Спортивном арбитражном суде в Лозанне (CAS). От исхода этого процесса зависит, насколько существенными будут потери в российском составе на Олимпийских играх. CAS рассмотрит апелляции 42 отечественных спортсменов, ранее дисквалифицированных Международным олимпийским комитетом после проверок по поводу нарушений ими антидопинговых правил на Олимпиаде в Сочи.
Информацию о том, что Григорий Родченков даст показания в Спортивном арбитражном суде, обнародовал в интервью немецкому изданию Frankfurter Allgemeine Zeitung его адвокат Джим Уолден. Слушания, о которых идет речь, должны состояться в период с 22 по 28 января, а вердикт должен быть вынесен до конца месяца. Григорий Родченков, находящийся в США под охраной ФБР в рамках программы защиты свидетелей, правда, лично присутствовать на них не будет. Как пояснил Джим Уолден, его клиент «будет свидетельствовать дистанционно», то есть, по всей видимости, в режиме видеоконференции.
Примечательна эта новость тем, что анонсирует первый выход в публичное пространство с того момента, как в 2016 году разразился допинговый кризис, который месяц назад вылился в ряд жестких санкций в отношении России со стороны Международного олимпийского комитета, в том числе временное отстранение Олимпийского комитета России и решение обязать российскую сборную соревноваться на Олимпиаде в Пхёнчхане под нейтральным флагом, одной из его ключевых фигур. Именно на признаниях бывшего директора Московской антидопинговой лаборатории Григория Родченкова, а также на переданных им файлах вроде так называемого списка «Дюшес» с фамилиями спортсменов, якобы задействованных в допинговой программе, во многом базировались обе части доклада независимого эксперта Всемирного антидопингового агентства (WADA) Ричарда Макларена. По его мотивам МОК впоследствии инициировал собственную проверку. Ее проводили две созданные структурой специальные комиссии, и они подтвердили большую часть выводов господина Макларена.
Григория Родченкова очень по-разному воспринимают в России и в организациях, занимавшихся расследованием обстоятельств допингового кризиса. Комиссия МОК во главе с Денисом Освальдом (она отвечала за ретест проб, взятых на сочинской Олимпиаде 2014 года) назвала его «правдивым свидетелем», чьи показания «отражают реальность и могут быть использованы в качестве достоверных доказательств». С точки зрения российской стороны, господин Родченков как свидетель доверия не заслуживает, а его утверждения о существовании «допинговой программы» и масштабных нарушениях в Сочи являются «голословными». Официальная версия Следственного комитета РФ заключается в том, что Григорий Родченков сам распространял запрещенные препараты среди атлетов и тренеров, а затем уничтожил допинг-пробы и иные следы преступлений. Во лжи обвинял господина Родченкова и целый ряд российских спортсменов, ставших из-за него фигурантами допингового скандала.
Как нарастали допинговые проблемы России
Процесс, на котором Григорий Родченков будет дистанционным свидетелем, чрезвычайно важный для России с точки зрения формирования ее олимпийского состава. По итогам своего расследования МОК отстранил от участия в нынешней Олимпиаде, а также во всех последующих 43 российских спортсменов. Никто из них не согласился с вердиктом. CAS, высшая спортивная апелляционная инстанция, принял к рассмотрению 42 апелляции, объединив их в одну коллективную. Единственным из пострадавших, кого не оказалось в этом списке, был бобслеист Максим Белугин. По данным ресурса Insidethegames, его случай отличается от других. В основном российских спортсменов дисквалифицировали на базе, по сути, косвенных улик, таких как обнаруженные на контейнерах с анализами царапины, возможно, свидетельствующие о вскрытии, или даже просто наличие фамилии в докладе Ричарда Макларена и приложениях к нему («список “Дюшес”» — одно из них). В подобных ситуациях МОК объявлял о решении, атрибутируя его кодом SML, видимо, означающим Sochi McLaren. Вердикт по Максиму Белугину, как утверждает Insidethegames, сопровождает код SRT-01. Ресурс полагает, что он расшифровывается как Sochi re-test, а в пробе бобслеиста при ее перепроверке действительно были обнаружены следы запрещенного препарата.
Как минимум на четверть список подавших апелляции состоит из спортсменов, закончивших карьеру или не входящих в число реальных кандидатов на поездку в Пхёнчхан. Но в нем есть и достаточное количество потенциальных претендентов на медали — или личные, или для участников командных состязаний. К ним можно отнести, скажем, скелетонистов Александра Третьякова, Сергея Чудинова, Елену Никитину, Ольгу Потылицыну, Марию Орлову, бобслеиста Александра Касьянова, лыжников Александра Легкова, Евгения Белова, Максима Вылегжанина, Александра Бессмертных и Наталью Матвееву, саночницу Татьяну Иванову и конькобежку Ольгу Фаткулину. Их отсутствие существенно понизит шансы сборной России занять высокое место в медальном зачете Олимпиады.
Перед этим процессом оптимизм российской стороне может внушать тот факт, что CAS однажды в разгар допингового кризиса уже ей помог. Перед летней Олимпиадой в Рио-де-Жанейро в 2016 году в эту структуру обратились несколько спортсменов из России, не прошедших фильтр международных федераций из-за допингового бэкграунда. CAS поддержал их, и, например, знаменитая пловчиха Юлия Ефимова благодаря арбитражу смогла завоевать в Рио два серебра.
Впрочем, прямые параллели между историей лета 2016-го и зимы 2018 года все-таки проводить нельзя. Перед Рио, оправдывая россиян, CAS фактически напомнил МОК о том, что один раз уже отменил его правило двойного наказания за допинг. Теперь процесс более сложный и неоднозначный.
К тому же, каким бы серьезным ни представлялось его значение, надо понимать, что на нем трудности российской сборной с определением состава не закончатся. На самом деле утверждение списка участников пхёнчханской Олимпиады под брендом «Олимпийские атлеты из России» — сфера ответственности исключительно специально созданной для их отбора комиссии МОК под руководством Валери Фурнерон. И формально, выясняя, кто заслуживает приглашения в Южную Корею в статусе нейтрального спортсмена, она не должна принимать за зеленый свет ни вердикт главной арбитражной инстанции, ни появившиеся во время допингового кризиса или раньше прецеденты.