Телемедицине дали приказ
Власти разрешили дистанционную медпомощь
Минюст зарегистрировал приказ Минздрава, подтвердивший статус телемедицины как услуги. Документ, утверждение которого планировалось еще осенью, легализует разработку онлайн-сервисов для медпомощи. Теперь участники рынка ждут решения оставшихся вопросов — в частности, описания условий интернет-консультаций с врачами и разрешения применять эти технологии фельдшерам.
Разработанный Минздравом приказ о порядке организации и оказания медпомощи с применением телемедицинских технологий зарегистрирован Минюстом и опубликован на портале правовых актов. Он разрешает использовать телемедицинские технологии при оказании первичной, специализированной, скорой и паллиативной медпомощи как амбулаторно, так и стационарно. Минздрав признал два формата дистанционных консультаций: «врач—врач» и «врач—пациент». Кроме того, медучреждениям разрешено использовать не только Единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения, но и иные информсистемы.
Закон о телемедицине вступил в силу 1 января 2018 года, он разрешает оказывать медпомощь путем проведения удаленных консультаций, консилиумов и дистанционного мониторинга, норма о выдаче рецептов в электронном виде заработает на год позже. По оценке компании «Мобильные медицинские технологии» (ММТ), в 2018 году объем рынка телемедицинских услуг может вырасти до 3 млрд руб., а в перспективе трех—пяти лет достигнуть 18 млрд руб.
Приказ Минздрава стал первым документом, разъясняющим частные случаи применения технологий для дистанционной медпомощи. Другие документы пока не приняты, хотя участники рынка ожидали их еще осенью 2017 года. Появление приказа позитивно, поскольку участники рынка начали нервничать из-за отсутствия правил игры, рассуждает глава направления «Регулирование новых нефинансовых рынков» Фонда развития интернет-инициатив Александра Орехович. Она отмечает, что порядок также дает положительный ответ на вопрос, может ли корректировка лечения и мониторинг за состоянием здоровья пациента проводиться не тем же лечащим врачом, который изначально поставил диагноз, а другим. Теперь медучреждения начнут активно сотрудничать с разработчиками, ожидает сооснователь и гендиректор ММТ Денис Юдчиц.
В то же время приказ не снимает целого ряда вопросов, признают участники рынка. «Регуляторы, похоже, сознательно исключили возможность фельдшеров консультироваться с врачами о назначении лечения пациенту»,— считает собеседник “Ъ” в одной из телемедицинских компаний. У фельдшеров осталась только возможность консультироваться по вопросу постановки диагноза, по остальным вопросам обсуждение могут вести только врачи. Это может повлиять на доступность качественной медпомощи в труднодоступных территориях, предупреждает собеседник.
Порядок предусматривает анонимные удаленные платные консультации, но пациент не может снова обратиться к тому же врачу повторно, например, для корректировки лечения, указывает руководитель направления «Телемедицина» «Доктора на работе» Иван Картовицкий. Для этого пациенту необходимо пройти аутентификацию и идентификацию, а медицинской организации и оператору информационной системы — иметь соответствующие лицензии и сертификаты ФСБ и ФСТЭК. Получение необходимых лицензий и разрешений для работы с персональными данными — весьма непростой и трудоемкий процесс, «он занимает более полугода и стоит миллионы рублей».
До сих пор отсутствуют требования по стажу работы и квалификации к лицам, оказывающим консультацию, не регламентирован порядок идентификации официальных представителей пациента, сетует главный эндокринолог Пушкинского района Московской области и основатель сервиса «Доктор в кармане» Лиана Григорян. «Очень мал процент врачей, которые могут подписывать электронные документы, тем более в условиях проведения консилиума, когда на заключении должны стоять подписи всех участников. Никак не прописана и возможность консультаций наших врачей зарубежными коллегами. А это означает, что и в 2018 году не видать нам телемедицины»,— категорична она.