Коммерсантъ-История №1
До какого ужаса доводят страхи правителей
Знаете ли вы, что заставляет первых лиц государства совершать нелепые, а иногда и непростительные ошибки?
Чаще всего — страх во всех многообразных его проявлениях. От страха показаться мелким и незначительным до самого обычного страха за собственную жизнь. Царь-освободитель Александр II боялся, что окружающие сочтут, что он опасается революционеров-террористов, продолжал ездить с небольшой охраной и был убит в результате покушения.
Его сын — Александр III — после гибели отца настолько испугался за свою жизнь, что повелел дать огромные деньги организованной его приближенными частной тайной полиции, чьи агенты должны были террористически уничтожать террористов. О том, как действовала Святая дружина, в нашем тексте «Пользуясь правом полной безответственности»
Опасаясь распространения крамольных идей в России, постепенно, но постоянно ужесточали наказание для организаторов и участников не разрешенных правительством организаций. Об этой трансформации — подборка документов «Запрещается всем и каждому»
А человек, от одного имени которого у советских людей начинали трястись колени, панически боялся потерять свой пост при смене власти и делал все, чтобы ее сохранить. И о том, что в действительности происходило на Лубянке,— статья «Разведчику надо быть “веерным”»
Атмосфера страха, царившая в стране в годы репрессий, резко ухудшила советско-американские отношения. Эта интересная и забытая часть нашей истории в материале «Американское посольство в Москве втихомолку переводится в Ригу»
Боязнь потерять контроль над каждым гражданином СССР привела к реформе паспортной системы, после которой, открыв паспорт, можно было узнать о человеке все — от наличия судимостей до материальной обеспеченности. Об этом в завершающей части нашего проекта об удостоверениях личности — «Такой практики паспортных ограничений не существует ни в одной стране»
И в нашей постоянной рубрике «Забытый быт» — исследование о том, что предпринимали те, кто опасался, что бедность жителей России будет пагубной для судьбы страны — «Поглотить 10 миллионов взрослых мужчин, излишних для земледелия»
Об этих и других прошлых страхах перед будущим — новый номер ежемесячника «Коммерсантъ-История».
Все даты до 1 февраля 1918 года даются по старому стилю.