"Особенность нашего общества — дикая злость"
N 51 С директором Государственного Эрмитажа Михаилом Пиотровским беседует Екатерина Данилова
Вокруг культуры
Больше культуры не значит меньше злобы... Аншлаговые выставки вполне уживаются с потоками ненависти на российском ТВ. С лицемерием. Культуру превратили в тюнинг. В позолоту с гнилой начинкой. В бизнес (впрочем, это банальность с бородой). Само понятие "культура" сегодня нуждается в уточнении. Им разбрасываются, в то время как столбовой идеологией стали милитаризм и жлобство.
Общие ценности
Может ли музей сделать человека лучше в наше время, когда стало понятно, что вовсе не образование и культура ведут его к успеху в жизни и высокому положению в обществе, а совсем другие вещи? И может ли современный человек учиться чему-то хорошему у деятелей культуры? Много ли среди них искренних подвижников, которые могли бы быть если не примером для подражания, то хотя бы объектом восхищения? Действительность такова, что деятели культуры, в том числе и музейные работники, часто мало чем отличаются от презренного "обывателя". Власть, деньги, популярность — все это присуще и им... Думаю, что музей по-настоящему интересен только небольшому числу людей, которые и без него могут воспитаться. Большинство же туда "валит", чтобы поставить галочку: Рембрандт — "Блудный сын", Рафаэль — "Мадонна"... А есть и такие, кто бегает по Эрмитажу в поисках спальни Екатерины II. И больше им ничего не надо.
Масштаб обобщения
Ну вот зачем из своих личных наблюдений и воззрений делать такие обобщения? Отношения "культура — общество" все же не ощущения, пусть и директора Эрмитажа, от поведения некоторых посетителей музея. Еще в студенческие годы (речь о прошлом веке) мне приходилось видеть таких посетителей Эрмитажа, хоть Зощенко воскресай! Это может быть поводом для анекдота, лекции о культуре поведения, но не типовой характеристики общества.
Выбор фона
Вполне ожидаемый тупик, в котором оказывается общество потребления. Раньше казалось, что счастье — это разнообразие колбасы и одежды, а потом выяснилось, что чем больше материальных благ связано с высоким статусом, тем меньше радости. Как у обладателей статуса, так и вокруг. Все-таки фото на фоне памятника культуры лучше, чем на фоне новой машины.
Старое, новое, извечное
Ничего не могу с собой поделать, но музей воспринимаю по старинке: это храм! А вот будет он "пыльным" или найдется способ использовать новые технологии разумно и уважительно к посетителям и музейным реликвиям — вопрос культуры, вкуса, желания руководства музея. И еще, названия картин, имена авторов должны читаться и быть расположенными так, чтобы не пришлось людям, видящим не слишком хорошо, пытаться дотянуться до таблички, вторгаясь в зону сигнализации. Тому, кто найдет оптимальный шрифт, дала бы Нобелевскую премию.
Свободу посетителю!
Все эти цифровизация, визуализация ориентированы на одних и игнорируют других. Вся эта дизайнеризация плохого пошиба игнорирует главное в музее — сам музейный экспонат. А "фи" директора насчет фотографирования (себя или картин или тутанхамонов с собой — без разницы) игнорирует потребность людей в свободе. Нарисуй четкие правила (не фотографировать со вспышкой, не тыкать палкой, не пинать скульптуры, не хватать вазы) и дай людям спокойно быть в музее. Как-то смотрительница, бросив зал, уличала меня в том, что я фотографирую картину не целиком, а фрагментами!
Абстракция официоза и пафоса
На контрасте с нашими мне очень нравятся немецкие музеи. Они всегда затягивали меня, даже при условии того, что экспозиция не совсем по моему профилю или не входит в круг моих интересов. Музей в Германии в большинстве случаев очень интерактивен и дружелюбен, причем отнюдь не за счет современных технологий и массы возможностей куда-то потыкать пальцем "здесь и сейчас" или "надеть наушники и послушать". Думаю их успех (помимо дизайна) состоит в исключительном умении приближать все экспонируемое к человеческому масштабу, отнюдь не подстраиваясь под примитивность чужого восприятия. Это раз. А вторым пунктом я бы поставила вот что. Немцы умеют преподносить знания любого уровня сложности, обходясь без пафоса и официоза. Не могу, к сожалению, сказать того же про русские музеи при всей моей любви к ним.
Культура селфи
Против фотографирования в музее не возражаю, сама пользуюсь этой возможностью. Но во всем нужна культура поведения: мешают не фотографирующие, а как они это делают. От непонимания (неумения — у пожилых) не отключают звук во время съемки. Это раздражает гораздо больше, чем селфи. В селфи есть польза: так запомнят художника и название картины. Поэтому нужен не только знак "Вспышка запрещена", но и "Отключите звук камеры".
Жизнь через камеру
Я вот считаю, что прав Пиотровский. Конечно, запрещать не нужно, но можно только сожалеть, что современный человек вместо, фигурально выражаясь, данных ему природой ног использует костыли гаджетов. Это не только в музеях. Это везде. На любое происходящее вокруг действие человек смотрит через камеру своего телефона. В итоге не видит толком происходящего, зато имеет кучу кривых фоток, на которые вряд ли даже сам хотя бы раз потом посмотрит. Только если для того, чтобы выложить в соцсеть. А как же иначе? Не запостил, значит, не было.