На борьбу с алкоголизмом бросают картинки

Поможет ли инициатива в борьбе с зависимостью

Движение «Трезвая Россия» предложило обязать производителей размещать на бутылках этикетки с изображением последствий чрезмерных возлияний: соответствующее обращение активисты направили в Минздрав.

Общественники считают, что существующей текстовой информации о вреде алкоголя недостаточно. В первую очередь инициатива касается молодежи, рассказал ее автор, руководитель проекта «Трезвая Россия» Султан Хамзаев: «Данная инициатива заключается в том, чтобы побороться за сердца и умы нашей российской молодежи. Наши граждане имеют право на информацию. Сегодня потребление алкоголя и сам алкоголь во многом романтизированы, создается эффект определенно большой культуры. Но с точки зрения социальных последствий, элементов смертности, многих других действий, мы видим, что это катализатор многих социальных проблем в обществе. Информация о негативных факторах по потреблению алкоголя, которые уже указаны, несправедлива с точки зрения последствий. Люди имеют право знать, к чему приводит алкоголь, что он поражает мозг, убивает сердце, усугубляется элемент, связанный с почками, печенью».

Дополнительная визуальная информация способна повлиять на принятие какого-либо решения, рассказал доцент кафедры психиатрии и медицинской психологии РУДН Роман Сулейманов. По его мнению, юношеский мозг восприимчив к подобным вещам. Это показывает опыт размещения подобных картинок на сигаретных пачках, отметил эксперт: «Это действительно работает: работает на молодежь, на тех, кто еще не пристрастился к алкоголю. Алкоголь действительно страшный нейротропный яд, и это действительно стартовый наркотик, с которого переходят на кокаин, героин или другие препараты, которые вызывают зависимость. В европейском, по крайней мере, обществе снижается потребление алкоголя среди молодежи именно за счет того, что существует определенная антиалкогольная пропаганда. Тот, кто говорит, что это не работает на сигаретах, глубоко заблуждается — это показывает сейчас практика, это показывает статистика. Молодежь сейчас гораздо меньше курит, они смотрят на курящих людей и говорят: вы просто какие-то динозавры, портящие воздух».

Бизнес неоднозначно воспринял идею «Трезвой России». Часть экспертов считает, что инициатива ударит по карману производителей алкопродукции, а это неизбежно отразится на цене алкоголя. Решить проблему мог бы дифференцированный подход к информированию о вреде алкоголя, считает глава Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин. По его мнению, не нужно размещать устрашающие картинки абсолютно на всей продукции: «Что касается устрашающих картинок, то, конечно, они бы странно смотрелись бы на каком-нибудь коллекционном вине, на какой-нибудь «Хванчкаре» за 2 тыс. руб. Но при этом, я считаю, что на пластиковых бутылках пива их обязательно надо наклеивать, потому что сама по себе тара не безвредна — даже помимо еще того, что там налито изначально на заводе. Ну, а что касается эффективности борьбы именно с чрезмерным употреблением алкоголя, то вряд ли эти картинки произведут впечатление на тех, кто его употребляет».

В Минздраве пообещали тщательно изучить предложение общественников, однако конкретные сроки в ведомстве не сообщили.

Сергей Соболев

Вся лента