Логистический Zig-Zag
Ижевский стартап планирует нарастить клиентскую базу
«Фонд развития интернет инициатив» инвестировал 15 млн руб. в ижевский логистический стартап Zig-Zag. Разработанная компанией программа автоматически распределяет груз по автомобилям и выстраивает оптимальные маршруты доставки. Представитель Zig-Zag Яков Медетов рассказал о намерениях компании вложить деньги в инструменты по наращиванию клиентской базы, которая сейчас состоит из 100 контрагентов. Тем временем, региональные компании в сфере экспресс-доставки особый интерес к разработке местных программистов не проявляют. Участники рынка отмечают, что чаще всего для логистических компаний разрабатывается собственное программное обеспечение, выполняющее весь функционал.
Российский фонд венчурных инвестиций «Фонд развития интернет-инициатив», занимающийся финансирование онлайн-стартапов на ранних стадиях развития, инвестировал 15 млн руб. в стартап «Zig-Zag». Ижевская компания разработала логистический облачный сервис, автоматически распределяющий груз по автомобилям и выстраивающий оптимальные маршруты доставки. Собственный математический алгоритм позволяет построить маршрут для сотни автомобилей за 1,5 минуты. Разработка в 20 раз сокращает время логистов, которое тратится на составление ежедневных маршрутов. «Наша система учитывает ограничения, с которыми сталкиваются логисты: грузоподъемность и вместимость каждого автомобиля, ситуация на дорогах, временные «окна», приоритеты доставки и график работы курьеров», — рассказал основатель Zig-Zag Александр Власов. Разработка Zig-Zag сокращает расходы транспортных компаний на горюче-смазочные материалы на 30%. По собственным данным, за прошлый месяц Zig-Zag сэкономил своим клиентам более 10 млн руб. Автоматизация сервиса исключает человеческий фактор в составлении маршрутов и позволяет корректировать их в режиме реального времени, а это снижает вероятность ошибки в расчетах при планировании.
ООО «Зиг-Заг» зарегистрировано в декабре 2015 года. По данным kartoteka.ru, компания размещается по адресу: Набережные Челны, Машиностроительная улица, дом 91 а, бизнес-центре «IT-парк». Предприятие занимается разработкой компьютерного программного обеспечения. Директором общества является Александр Власов. Уставный капитал составляется 34,49 тыс. руб., из которых 65,24% (22,5 тыс. руб.) принадлежат Александру Власову, 7,5 тыс. руб. (21,75%) находится в собственности Алексея Становских. Доля ООО «ФРИИ ИНВЕСТ» в уставном капитале общества составляет 13%.
Компания ООО «ФРИИ ИНВЕСТ», 100% доли которой принадлежит Фонду развития интернет-инициатив, зарегистрирована в 2014 году. ООО «ФРИИ ИНВЕСТ» имеет долю в 47 стартапах. Директором общества является Сергей Негодяев. Уставный капитал компании составляет 100 тыс. руб. По итогам 2016 года инвестиционная компания задекларировала чистый убыток в 2,13 млн руб. В среднем фонд держит долю в стартапе шесть-семь лет, затем осуществляется «выход» из проекта через продажу доли.
Компания Zig-Zag в 2017 году за свой счет прошла акселерационную программу ФРИИ. «До этого мы год занимались разработкой продукта и два года продавали сервис. В начале 2017 года приняли решение, что нужны новые знания и отправились на акселерацию, к этому времени у нас уже была наработана база клиентов», — рассказал «Ъ-Удмуртия» представитель Zig-Zag Яков Медетов. Сегодня клиентская база компании насчитывает 100 контрагентов. «Мы живем и работаем в Ижевске. Подавляющее количество клиентов находится в Москве и Санкт-Петербурге, есть клиент в Казахстане. Ведутся переговоры с Беларусью. Планируем выйти на рынок Европы и США», — сообщил господин Медетов. Компания планирует увеличить клиентский поток. «Для этого направим полученные средства на маркетинг, рекламу в каналах на офлайн и онлайн-площадках», — добавил Яков Медетов.
Эксперт преакселератора ФРИИ в Ижевске Анатолий Бабушкин считает, что автоматизация процессов задает тренд на появление подобных проектов в сфере логистики. «Регулярно появляются и будут развиваться стартапы, которые пытаются решить проблему логистики, оптимизации маршрутов, доставки. У кого-то одни вещи получаются лучше, у кого-то - другие. Здесь важно понимать, что не только математический алгоритм выигрывает. Важно не только математику хорошо сделать, но и найти свой сегмент рынка, решить дополнительные задачи этого сегмента или построить бизнес-модель таким образом, чтобы клиентами стартапу была польза от сотрудничества», — отметил собеседник.
Инвестиционный менеджер Рустам Газизуллин ФРИИ пояснил, что стартап ориентируется на сервисы от доставки еды до дистрибьюторов и сервисных служб. «Этот сегмент еще очень далек от эффективности в части логистики. Команда стартапа опросила около 2500 компаний, и выяснила, что меньше 5% из них используют современные цифровые решения для автоматизации и планирования работы. Это — окно возможностей для масштабирования Zig-Zag», — объясняет господин Газизуллин.
По оценке экспертов M.A.Research, объем рынка экспресс-доставки в стране по итогам 2016 года увеличился на 11,8%, превысив 57,8 млрд руб. В числе основных игроков рынка – DHL Express с долей рынка 21%, DPD ( доля рынка 13%), СПРС Экспресс-12%, Pony Express -10%, Курьер Сервис Экспресс-7%, EMS Russian Post - 6%. Экспресс-операторы, работающие в сегменте интернет-торговли. показали высокие темпы роста выручки. Так, среднегодовой рост выручки компании «Курьер Сервис Экспресс» превысил 25%. Позитивная динамика вызвана увеличением числа заказов в интернет-магазинах, расширение количества пунктов выдачи заказов. Активность наблюдается и в сегменте доставки еды. Как прогнозируют в Mail.ru Group, по итогам 2017 года объем рынка доставки еды увеличится почти на 17% и составит 104,6 млрд руб. Сама компания стала сильным игроком за счет приобретения сервиса доставки еды ZakaZaka за $18 млн, до этого в ноябре 2016 года получив за $100 млн Delivery Club, 50% заказов которого приходится на Москву и Санкт-Петербург.
Наблюдатели сошлись во мнении, что специфика проекта Zig-Zag рассчитана на внутригородской транспорт и распределение машин по разным точкам города, а для крупных транспортно-логистических компаний, занимающихся перевозкой по стране сервис будет несколько не удобен. «Обычно для транспортной компании пишется отдельная программа, которая весь этот функционал выполняет. Купные логистические операторы, насколько я знаю, используют собственные программные разработки для отслеживания транспорта», — рассказал представитель компании GALAXY Logistics
Региональные компании в сфере экспресс-доставки особый интерес к разработке местных программистов не проявили. «Я о компании Zig-Zag ничего не знаю. Кроме того, у нас есть головное предприятие, которое предоставляет специальные программы, разработки и сервисы, позволяющие экономить необходимые ресурсы», — рассказала «Ъ-Удмуртия» директор филиала компании «Курьер Сервис Экспресс» в Ижевске Людмила Попова.