Налоги не держатся за территорию
Их обложение у источника не ведет к росту капвложений внутри страны
В американском Белом доме надеются, что новая налоговая реформа, предполагающая помимо резкого снижения ставок переход на территориальный принцип налогообложения, позволит нарастить приток капитала в США. Однако аналогичная реформа в Великобритании в 2009 году привела скорее к обратному эффекту, говорится в исследовании, опубликованном МВФ. После реформы увеличился объем инвестиций британских компаний в страны с низкими налогами, но облегчение репатриации прибыли не привело к росту капвложений внутри страны.
Налогообложение зарубежной прибыли компаний оказывает существенное влияние на объем их инвестиций в странах-реципиентах, следует из исследования Ли Лиу из Международного валютного фонда. Напомним, масштабная налоговая реформа, утвержденная американским Конгрессом США в декабре, включает переход от международного к территориальному принципу обложения зарубежных прибылей — это, как надеются в администрации президента США Дональда Трампа, будет способствовать притоку капитала, в том числе из низконалоговых юрисдикций.
В 2009 году Великобритания уже осуществила аналогичный переход. До реформы при возвращении материнской компанией прибыли из-за рубежа в виде дивидендов (уже после уплаты налога на прибыль в стране, где работает «дочка») она дополнительно облагалась по ставке, равной разнице между ставкой в стране получения прибыли и в Великобритании (к примеру, для Ирландии она составляла 15,5%). После реформы эти зарубежные доходы были освобождены от налогов внутри страны. Таким образом, реформа снизила обложение зарубежных доходов, полученных в странах с низким уровнем налогов, и облегчила для компаний привлечение внешнего капитала (раньше им было выгоднее сначала инвестировать собственные средства).
Считается, что транснациональные компании, чьи штаб-квартиры находятся в странах с международной системой обложения, оказываются в менее благоприятных условиях по сравнению с теми, которые зарегистрированы в стране с территориальной системой обложения. Более того, эксперты связывают низкую собираемость налогов при репатриации с тем, что компании либо реинвестируют прибыль за рубежом, либо используют сложные схемы для возвращения прибыли без доплаты налога.
Впрочем, увеличение британских инвестиций после реформы отмечалось только в странах с более низкими налоговыми ставками. Внедрение территориальной системы обложения привело к росту соотношения объема инвестиций к объему капитала на 15,7 процентного пункта (1,59 п. п. на каждый процентный пункт снижения ставки налогообложения дивидендов), говорится в исследовании. Суммарно прирост инвестиций в странах с низкими налогами составил около €5,6 млрд, что примерно в девять раз больше недополученных налоговых сборов в Великобритании. Основными бенефициарами реформы в итоге стали Ирландия, Чехия и Польша — в целом для решений об инвестициях размер ставки налога в стране-реципиенте более критичен при территориальной системе. При этом в основном эти инвестиции осуществлялись за счет нового капитала, а не реинвестирования прибыли. Однако у таких «дочек» не отмечалось увеличения производительности и прибыльности (хотя и отмечался рост зарплат).
В странах с более высокими ставками эффект реформы оказался незначительно негативным: британские «дочки» в них сократили свои вложения, однако резко нарастили долговую нагрузку. Это является следствием адаптации налогового планирования к новому режиму — при территориальном принципе переток долгов в страны с высокими налогами более актуален, отмечает автор.
При этом данные не зафиксировали скачка инвестиций «дочек» в саму Великобританию — в исследовании это объясняется тем, что норма доходности после налогов не изменилась вслед за реформой, а компании использовали новые репатриированные прибыли для выплаты долгов или распределения между акционерами. Заметим, в США реформа сопровождается резким снижением корпоративных налогов, в Великобритании же ставка налога хотя и снижалась, но лишь постепенно — с 28% в 2008–2010 годах до 20% в 2015-м.