"Роснефть" приземлится в Пулково с опозданием
Новый топливозаправочный комплекс в петербургском аэропорту будет введен не раньше конца 2020 года
Новый топливозаправочный комплекс (ТЗК) для самолетов в Пулково (совместный проект "РН-Аэро" — "дочки" "Роснефти", банка ВТБ и ОАО "Аэропорт Пулково", контролируемого Смольным) стоимостью 4,5 млрд рублей будет введен к концу 2020 года, а не в середине 2018 года, как это декларировалось ранее. В Роснефти подробно не комментируют сроки ввода ТЗК, отмечая лишь, что стройка идет по графику. Эксперты говорят, что без ввода новой авиазаправки в 2018 году дефицита топлива в петербургском аэропорту не возникнет. Объект, скорее, будет актуален на период после 2020 года, когда пассажиропоток Пулково вырастет значительнее, чем сейчас.
Впервые о строительстве новой авиазаправки в Пулково мощностью 30-40 тыс. тонн топлива в месяц "Ъ" сообщал еще в конце 2010 года (см. "Ъ" от 05.10.2010). Компания "Роснефть" заявляла, что готова ввести комплекс в строй уже к концу 2012 года. Однако впервые проект был представлен и одобрен на заседании Совета по инвестициям при правительстве Петербурга лишь в октябре 2015 года. Тогда сообщалось, что строительство ТЗК будет завершено во втором квартале 2018 года. В апреле 2016 года ТЗК был присвоен статус стратегического инвестиционного проекта. Генеральный директор "РН-Аэро" Сергей Папков тогда говорил СМИ, что проект будет реализован в течение двух-трех лет. Он сообщал, что строительство разбито на несколько этапов, а в 2018 году должна начать действовать первая часть. "Объектов много, планируем вводить их по мере готовности. В рамках первого комплекса планируем работать с использованием пунктов налива, параллельно завершая работу по созданию ЦЗС",— цитировал господина Папкова "Интерфакс".
По данным "РН-Аэро", мощность станции составит 390 тыс. тонн в год. Проект предполагает строительство двух складов хранения топлива, межскладского топливопровода, пункта налива авиатоплива в аэродромные топливозаправщики, системы топливных гидрантов под перроном аэропорта. По планам инвесторов, новый ТЗК в будущем сможет обеспечить до 50% потребности Пулково в авиакеросине. Объем инвестиций в проект оценивался в 4,5 млрд рублей.
Однако 28 декабря 2017 года председатель комитета по инвестициям Петербурга Ирина Бабюк, отчитываясь на итоговом заседании совета по инвестициям, сообщила, что к лету 2018 года только будет закончена разработка проекта планировки линейного объекта, а после этого инвестор приступит к его строительству. В пресс-службе комитета по инвестициям Петербурга уточнили, что ранее Смольный отменил распоряжение о планировке территории ТЗК. Причиной стало заявление инвестора — ООО "Топливозаправочный комплекс Пулково" (совместное предприятие, созданное для реализации проекта Роснефтью и ВТБ.— "Ъ"). "11 сентября 2017 года было получено новое распоряжение комитета по градостроительству и архитектуре N 211-345 о подготовке документации по планировке территории для размещения ТЗК в Пулково. В соответствии с "дорожной картой" проекта, начало строительства объекта запланировано на 2019 год, ввод ТЗК в эксплуатацию — на конец 2020 года",— сообщили "Ъ" в комитете по инвестициям.
В пресс-службе компании "Роснефть" отметили, что реализация проекта по строительству нового ТЗК в аэропорту Пулково идет согласно графику. "Проект призван обеспечить растущие потребности авиаузла с учетом расширения инфраструктуры аэропорта и прогнозируемого роста пассажиропотока в среднесрочной перспективе. Текущих авиазаправочных мощностей достаточно для бесперебойного обеспечения потребностей клиентов компании",— прокомментировали в компании.
Сейчас заправку топливом в Пулково осуществляют ЗАО "Совэкс", принадлежащее "Газпром нефти" и "ЛУКОЙЛу", а также совместное предприятие Shell и "Аэрофьюэлз". "РН-Аэро" с декабря 2015 года подает топливо в самолеты автозаправщиками. Собеседник "Ъ" в ООО "Воздушные ворота Северной столицы" (ВВСС, управляет Пулково) также отметил, что существующих авиазаправочных мощностей аэропорта достаточно, чтобы удовлетворить потребности авиакомпаний в ближайшие несколько лет. В 2017 году Пулково обслужил более 16 млн человек. Максимальная пропускная способность в рамках его первой очереди — 18 млн пассажиров в год. В течение двух лет ВВСС намерен расширить существующую инфраструктуру аэропорта для возможности приема 22 млн человек в год.
По оценкам аналитика "Алор Брокер" Кирилла Яковенко, наличие третьего ТЗК в Пулково будет дополнительно стимулировать нынешних операторов, "но покрытие до 50% потребностей означает поглощение доли рынка действующих ТЗК, чего они, скорее всего, осуществить не позволят". По словам аналитика, отставание от первично заявленных сроков по сдаче нового ТЗК никак не сможет создать дефицит топлива в Пулково по случаю роста пассажиропотока в период матчей чемпионата мира по футболу-2018. "Приток туристов в этот период будет иметь эпизодический характер, а строительство ТЗК "Роснефти" ориентировано как раз на долгосрочное развитие",— пояснил Кирилл Яковенко.
Старший аналитик ИК "Фридом Финанс" Богдан Зварич считает, что отложенный старт нового ТЗК приведет к тому, что устоявшийся рынок в ближайшее время не претерпит существенных изменений. В то же время, по его мнению, появление нового игрока могло бы отразиться на ценах: в свете роста конкуренции игрокам пришлось бы бороться за потребителей через снижение цены на авиатопливо.