Правительство разыгрывает транспортную карту
Нижегородская область готовится к безналичной оплате проезда
Врио губернатора Нижегородской области Глеб Никитин внес в региональный парламент проект закона о внедрении с 2019 года автоматизированной системы оплаты проезда (АСОП) в городском муниципальном и частном транспорте региона. Тем самым власти хотят установить мониторинг финансовых потоков в этой сфере, контролировать объем перевозок льготников и вывести с рынка нелегалов. Для начала в регионе заработают три оператора электронной системы, но со временем их количество может вырасти.
В Нижегородской области корректируется закон «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом…». Изменения обязывают муниципальных и частных перевозчиков с 2019 года внедрить АСОП по всей области (в Нижнем Новгороде АСОП работает с 2014 года — „Ъ“). Как доложил на заседании профильного комитета законодательного собрания замминистра транспорта Николай Мамонов, документ повысит степень контроля над транспортными предприятиями и позволит ревизировать денежные потоки, в частности для расчета выпадающих доходов за льготные перевозки. «Переход на безналичный расчет улучшит экономическое положение самих перевозчиков за счет снижения оборота наличных и расходов на инкассацию», — считает господин Мамонов. По его словам, перевозчики самостоятельно будут заключать договоры с аккредитованными операторами, которые за свой счет оборудуют подвижной состав валидаторами и будут брать 1,5–5% с транзакций в качестве оплаты своих услуг. Для этого в Нижегородской области создадут единый расчетный центр, а проездные карты унифицируют, чтобы пассажиры могли оплачивать проезд в любых городах области. Также инициатива должна помочь вытеснить с рынка нелегальных перевозчиков, которые, по заявлению областной администрации, не платят налоги и оттягивают выручку у добросовестных частников и муниципальных компаний. Отказавшихся от внедрения АСОП предпринимателей власти хотят лишать лицензий перевозчика через суд.
По сообщению министерства транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области, на данный момент в регионе пассажиров перевозят 3,3 тыс. автобусов, 300 трамваев, 257 троллейбусов и 107 вагонов метро. В 2016 году было продано более 2 млн льготных проездных билетов на общественный транспорт. Размер компенсаций выпадающих доходов транспортным предприятиям за перевозку льготных категорий граждан из областного бюджета превысил 1 млрд руб.
Преимуществом АСОП минтранс называет контроль перевозок льготных категорий граждан, который позволит уточнить объем компенсаций выпадающих доходов муниципалитетам. Ежегодно этот вопрос становится предметом споров между областными и городскими властями, которые покрывают часть таких перевозок из собственных бюджетов (в областной казне до 2019 года субсидии на перевозку льготных категорий граждан запланированы в объеме 3,2 млрд руб. — „Ъ“). Без АСОП точные расходы на льготников в минтрансе подсчитать не могут. Если результаты подсчетов потребуют больших объемов финансирования, расходы придется компенсировать за счет других статей областного бюджета, отмечают в министерстве. Чтобы упорядочить эти затраты, планируется изменить систему льготных поездок с нынешних фиксированных 39 в зависимости от потребностей пассажиров.
Однако сложностью может стать вопрос доступа в интернет в удаленных районах области, без которого АСОП работать не сможет. «Мы эту проблему рассматривали с региональным министерством связи и Ростелекомом, но воз, похоже, и ныне там», — напомнил спикер заксобрания Евгений Лебедев, попросив правительство разобраться в ситуации.
На внедрение системы власти отводят полгода — с 15 июня 2018 года вступит в силу постановление правительства Нижегородской области «Об организации автоматизированной системы оплаты проезда…». За это время претенденты в операторы должны пройти аккредитацию в комиссии из представителей органов исполнительной власти. Им также необходимо создать свою АСОП, договориться с перевозчиками, оборудовать транспорт, организовать пункты пополнения транспортных карт и подключиться к единому расчетному центру. На старте в регионе будут работать три оператора, ранее кабинет министров называл в их числе нижегородский «Ситикард», кировский «Электронный проездной» и компанию московского разработчика транспортных систем «Штрих-М». Однако в перспективе их может быть больше: по словам участников рынка, к Нижегородской области присматриваются десяток компаний из разных регионов России, в том числе из Санкт-Петербурга.
Заксобрание Нижегородской области рассмотрит поправки к законопроекту в первом чтении 25 января.