«Авиаполису» расчистили полосу
Учредители НПФ готовы на докапитализацию фонда
Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) «Авиаполис» получит от основного учредителя необходимые средства для докапитализации и проведения акционирования. Таким образом, фонд должен выйти из ситуации, которая грозила ему отзывом лицензии в ближайший месяц. Это может вернуть к нему интерес потенциальных покупателей.
Отраслевой НПФ авиадиспетчеров «Авиаполис» должен получить в этом году от основного учредителя — ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в РФ» (Госкорпорация по ОрВД) — 140 млн руб. Это следует из протокола заседания комиссии Росавиации, состоявшегося в самом конце прошлого года (“Ъ” ознакомился с ним). Эти средства необходимы фонду для докапитализации, с тем чтобы нивелировать результаты крайне неудачного инвестирования фонда в прошлые годы, и проведения акционирования (см. “Ъ” от 9 января). Кроме того, Росавиация разблокировала перевод взносов по негосударственному пенсионному обеспечению (НПО) Госкорпорации по ОрВД в размере 528 млн руб. в адрес «Авиаполиса». По словам президента Федерального профсоюза авиационных диспетчеров (ФПАД, еще одного из учредителей НПФ) Сергея Ковалева, в течение ближайших двух месяцев будет решен вопрос еще об одном взносе Госкорпорации по ОрВД в размере 160 млн руб., но уже через постановление правительства.
Таким образом, непростая ситуация, в которую попал фонд к концу 2017 года, постепенно выправляется. Так, в прошлом году Росавиация заморозила перевод 300 млн руб. на докапитализацию фонда, ссылаясь на результаты его проверки Банком России. По данным Росавиации, в заключении по ее итогам ЦБ говорит о подверженности деятельности НПФ «Авиаполис» «воздействию высоких операционных, инвестиционных, кредитных, правовых и репутационных рисков». В письме на имя премьер-министра РФ Дмитрия Медведева ФПАД говорил об угрозе отзыва лицензии фонда уже в феврале 2018 года. Заморозка докапитализации привела к тому, что НПФ пришлось искать покупателя, который мог бы помочь фонду вернуть финансовую устойчивость и отвести угрозу возможного отзыва лицензии, рассказывает источник “Ъ”, близкий к одному из покупателей. По его данным, к фонду присматривались структуры Кирсана Илюмжинова, а также инвестиционная группа (ИГ) «Русские фонды». Ранее источник “Ъ”, близкий к «Русским фондам», подтверждал, что ИГ была заинтересована в покупке этого фонда. Однако непростое финансовое положение фонда, в свою очередь, охладило интерес покупателей.
Между тем внесение средств ФГУПа в качестве вклада учредителя фонда требует согласования в Росимуществе. Однако вчера в ведомстве заявили, что запрос на эту сумму не поступал. И на рассмотрении в Росимуществе находится обращение ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» от 9 января «по вопросу согласования увеличения совокупного взноса учредителей НПФ “Авиаполис”» всего на 100 млн руб. По итогам этого рассмотрения в Росимуществе будет сформирована «соответствующая позиция», которая и будет «направлена в установленном порядке в адрес предприятия».
Но даже в случае ограниченного финансирования это обстоятельство может подогреть интерес потенциальных покупателей к фонду. Так, на конец третьего квартала прошлого года пенсионные резервы «Авиаполиса» составляли 1,5 млрд руб. И перевод средств сотрудников Госкорпорации по ОрВД позволит НПФ нарастить резервы более чем до 2 млрд руб. В 2016 году ФГУП перечислил в фонд более 424 млн руб. пенсионных взносов. «Это весьма высокая степень наращивания обязательств по НПО»,— отмечает директор группы рейтингов финансовых институтов АКРА Юрий Ногин. По его оценке, в настоящее время фонду, оперирующему только пенсионными резервами, для безубыточного существования необходимо 2,5–3 млрд руб. активов. «Однако с ужесточением требований к инвестированию резервов эта сумма будет увеличиваться, и фонды, не успевающие активно наращивать активы, станут объектами консолидации. Такие фонды, как “Авиаполис”, при условии сохранения взаимоотношений с учредителями могут стать лакомым объектом для покупки»,— считает он. Впрочем, Сергей Ковалев уверен, что фонд «будет самостоятельным до тех пор, пока государство не изменит резко правила жизни таких НПФ». Представители «Авиаполиса», Росавиации, Госкорпорации по ОрВД, Кирсана Илюмжинова не ответили на запросы “Ъ”. Директор по развитию пенсионного бизнеса «Русских фондов» Виталий Плотников не отвечал на звонки.