Рунет набирается опыта
Аудитория интернета в России вернулась к росту за счет старшего поколения
После двух лет стагнации российская аудитория интернета снова начала расти. К началу 2018 года количество интернет-пользователей в России среди населения старше 16 лет выросло на 3,5%, до 87 млн. Как выяснила GfK, рост происходит главным образом за счет людей старшего возраста и благодаря проникновению мобильного интернета. Основной резерв для дальнейшего роста — жители крупных городов старше 45 лет.
По итогам 2017 года аудитория интернета в России составила 87 млн человек, сообщила GfK. Размер аудитории превысил показатели прошлых лет на 3 млн, или на 3,5%. В 2015 году число интернет-пользователей в России составило 84 млн человек, в 2016 году цифры не изменились. «В 2017 году мы вновь вернулись к количественному росту»,— констатирует руководитель отдела медиаисследований GfK Rus Сергей Кетов. Уровень проникновения интернета в России в 2017 году среди населения старше 16 лет вырос с 70,4% до 72,8%, а аудитория мобильного интернета выросла на 20% — с 47% до 56%, уточнил он. Данные получены GfK по результатам регулярного опроса населения России в возрасте 16 лет и старше по репрезентативной общенациональной выборке. Суммарный объем выборки за 2017 год — более 12 тыс. респондентов.
Среди молодежи уровень пользования интернетом достиг практически предельных значений еще два года назад, поэтому рост аудитории происходил в основном за счет людей старшего возраста, утверждают в GfK.
Согласно наблюдениям компании, за последний год среди людей в возрасте 55 лет и старше доля пользователей интернета увеличилась на четверть, а доля пользователей мобильного интернета — вдвое. Впрочем, уровень онлайн-проникновения в этом возрасте в целом остается невысоким — лишь каждый третий россиянин старше 55 лет пользуется интернетом. Для сравнения: в возрастной группе 30–54 лет этот показатель составил к началу 2018 года 83%, а среди молодежи — 98%.
Еще одним трендом стал продолжающийся рост популярности мобильного интернета. Его аудитория прирастает «впечатляющими темпами»: по итогам 2017 года она составила 67 млн человек, отмечается в исследовании. Для многих мобильное устройство сегодня стало единственной платформой для доступа в интернет, полагает GfK: 16 млн россиян в возрасте 16 лет и старше, то есть 13,2% от общей аудитории, пользуются интернетом только на мобильных устройствах. Выше всего доля «только мобильных» пользователей среди молодежи до 30 лет — 18,4%, а также в сельской местности — 16,4%.
Рост мобильной аудитории, вероятно, происходит благодаря увеличению проникновения смартфонов, потому что доля тех, кто выходит в интернет с планшетов, практически не меняется третий год подряд. При этом пятая часть россиян также уже имеет дома телевизор с функцией Smart TV. Правда, не все привыкли им пользоваться: половина из тех, у кого есть Smart TV, пользуются им регулярно или время от времени, каждый четвертый не пользовался ни разу и примерно столько же «пробовали, но перестали».
Рост аудитории рунета действительно есть, и происходит он исключительно за счет мобильной аудитории, на что также указывают данные Mediascope, отмечает глава аналитического отдела Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян. В «Яндексе» подтвердили “Ъ”, что аудитория рунета в мегаполисах будет прирастать, прежде всего за счет людей старшего поколения. «В 2015 году аудитория интернета в городах-миллионниках почти перестала увеличиваться. Резерв для дальнейшего роста в крупных городах — только люди старше 45 лет. В городах с населением меньше 500 тыс. и селах число пользователей продолжает расти, и там еще есть несколько миллионов людей молодого и среднего возраста, которые пока не пользуются интернетом»,— оценивают в интернет-компании.
Как будут считать объем интернет-рекламы
Расходы рекламодателей на интернет по итогам третьего квартала впервые обогнали телевизионные бюджеты. Но Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР) готовится пересмотреть методику их измерения. По итогам 2018 года в объеме телерекламы будет также учитываться выручка телеканалов от распространения контента в интернете, аналогичная схема тестируется и с рекламой издательских домов.