«Газпром» и Индия разморозили газ

Монополия нашла компромисс с Gail по контракту на поставку СПГ

«Газпром» и индийская компания Gail после двух лет безуспешных переговоров по контракту на поставку СПГ неожиданно нашли компромисс, изменив объем контракта и цену. Новые условия стороны не раскрыли. По данным “Ъ”, срок контракта продлен с 20 до 23 лет, а «Газпром» пошел на некоторое снижение цены. Аналитики отмечают, что для Gail было важно добиться уступок от «Газпрома» на фоне продолжающихся переговоров с поставщиками из США.

Фото: Reuters

Дочерняя структура «Газпрома» GM&T и индийская Gail сообщили об урегулировании спора по контракту на поставку СПГ и подтвердили, что поставки в Индию начнутся во втором квартале. «Стороны согласились произвести корректировку цены и объема СПГ, что позволяет Gail развивать дополнительные рынки для отбора этих объемов, тем самым снизив риск (избыточных.— “Ъ”) объемов»,— говорится в сообщении. Стороны отказались сообщить детали. Как писал “Ъ” в конце ноября 2017 года, «Газпром» тогда сообщил Gail, что собирается начать отгрузки во втором квартале 2018 года, как и запланировано контрактом, несмотря на желание индийцев сократить или вообще перенести эти объемы.

3,7 миллиона тонн

составили продажи СПГ группой «Газпром» в 2016 году

Контракт с Gail — самый крупный в СПГ-портфеле «Газпрома», он был заключен в 2012 году на 2,5 млн тонн СПГ в год (с возможностью увеличения до 3,5 млн тонн) на 25 лет. О проблемах стало известно еще в 2016 году: Gail уведомила «Газпром», что хочет пересмотреть условия контракта, в том числе сроки, объем и цену. До самого последнего времени стороны жестко стояли на своих позициях.

Первоначально «Газпром» собирался поставлять в Индию собственный СПГ со Штокмановского проекта в Баренцевом море, но тот был отменен. Тогда «Газпром» заключил контракт с «Ямал СПГ» НОВАТЭКа о закупке 2,5 млн тонн СПГ в год в течение 20 лет. Эта сделка закрывает короткую позицию «Газпрома» по индийскому контракту, и он зарабатывает только как трейдер.

По словам собеседников “Ъ”, сейчас «Газпром» согласился пойти на снижение цены по контракту в обмен на увеличение его длительности с 20 до 23 лет.

Годовые объемы остались без изменений. По словам одного из источников “Ъ”, это позволит «Газпрому» сохранить долгосрочную доходность этой сделки на прежнем уровне. Поставки в 2018–2019 годах будут меньше типичного годового объема, поскольку «Ямал СПГ» пока не ввел две из трех линий завода.

По данным “Ъ”, нефтяная привязка в контракте c НОВАТЭКом составляет 13,2% к цене Brent. В контракте с Gail тоже нефтяная привязка — по данным “Ъ”, 13,7% к индексу JCC (Japanese Crude Cocktail, средняя цена импортируемых Японией сортов нефти). Кроме того, в формуле есть константа $0,5 за MBTU (млн британских тепловых единиц), которая исторически служит компенсацией транспортных расходов, так как «Газпром» по контракту с Gail поставляет СПГ на условиях DES в терминал Dabhol на юго-западе Индии.

В итоге «Газпром» в основном избежал неприятной перспективы снижения годовых объемов поставок Gail: в таком случае компании пришлось бы перепродать на споте газ, который она получит от НОВАТЭКа по весьма высокой для нынешнего рынка цене. Так, при текущих $70 за баррель «Газпром» получит газ в Зеебрюгге по $9,1 за MBTU при том, что в Азии спотовые цены с поставкой в январе-феврале сейчас составляют около $10,5 MBTU. То есть с учетом транспортировки «Газпром» даже сейчас имеет минимальную маржу при продаже газа в Азию, а уже весной при падении цен, вероятно, получил бы убытки.

Для Gail, которая уже добилась пересмотра контрактов с Exxon и катарским Rasgas, а сейчас ведет переговоры с американскими Cherniere и Dominion Cove, сейчас важно заявить об успехе в переговорах с «Газпромом», полагает Роман Казьмин из ICIS. Он отмечает, что жесткая конфронтация, учитывая потенциал индийского рынка, никому не выгодна, при этом индийская сторона понимала, что, дойди дело до арбитража, она, вероятно, его проиграет.

Юрий Барсуков

Вся лента