Объект коломничества
Исторические поселенцы дошли до Владимира Путина
17 января президент России Владимир Путин в Коломне встретился с участниками Форума малых городов и исторических поселений России и напоследок сделал им неизбежный в условиях предвыборной кампании, считает специальный корреспондент “Ъ” Андрей Колесников, подарок: выделил им напрямую 5 млрд руб., да и все.
В ожидании Владимира Путина губернатор Московской области Андрей Воробьев, министр строительства и ЖКХ Михаил Мень и министр культуры Владимир Мединский давали объединенное (временем и судьбою) интервью журналистам. Это происходило в крохотном холле Конькобежного центра Московской области «Коломна», про который можно было бы сказать, что он не так давно был построен на ровном месте, если бы не торчавший прямо из земли посреди одного из вестибюлей остов какого-то древнего колодца, который, видимо, решили сохранить, чтобы не было подозрений в том, что тут, в Коломне, с помощью руководства Московской области успешно борются во имя ЗОЖ с памятниками культурного наследия (впрочем, такое впечатление возникало, честно говоря, на самом деле еще сильнее, потому что сразу появлялся вопрос: если тут уберегли такой колодец, то что же стало со всем остальным, которое здесь обязательно было, если уж высился этот колодец: кто-то же из него все это время пил).
Чтобы понять, что конькобежный центр живет в полную силу и дышит полной грудью, достаточно было взглянуть на доску объявлений, которую и закрыли пресс-волом Форума малых городов, на фоне которого господа Мединский, Мень и Воробьев готовились отвечать журналистам. То есть тут была, например, грамота: «Награждается отдел медобеспечения за первое место в корпоративном кулинарном конкурсе "Кукареку"». Оставалось предположить, что в результате конкурса победителем вышел, да, отдел медобеспечения, а побежденным по понятным причинам — петух.
Вопросы задавали прежде всего коломенские журналисты, которые, конечно, оживились при виде федеральных гостей. Так, интересовало, когда наконец Коломна войдет в состав древних городов Золотого кольца. Министр культуры объяснял, что право это является почетным, а конкурс — закрытым, что в год в состав Золотого кольца будут включать по одному городу в течение нескольких лет и что на 2018 год такой город уже определен (и это, похоже, не Коломна). О том, зачем вообще со скоростью один город в год в Золотое кольцо должны входить новые древние образования, министр не разъяснил, а хотелось: возможно, никто даже не подозревает, как превратить это кольцо из Золотого в какое-нибудь в лучшем случае Медное, добавляя в него для коллекции новые камни, которые на самом деле окажутся по крайней мере полудрагоценными.
Я хотел было подумать еще о чем-нибудь в этом роде, но тут вдруг наткнулся на цитату из Альфреда де Мюссе на стене: «Физические упражнения могут заменить множество лекарств, но ни одно лекарство в мире не может заменить физические упражнения» — и ни на чем другом уже больше не мог сосредоточиться вплоть до окончания форума.
Между тем федеральные журналисты начали интересоваться у руководителей действительно насущным: намерены ли они повышать явку и, собственно говоря, как.
Андрей Воробьев брал на себя бремя ответственности и отвечал в том смысле, что руководители малых городов готовы ее с ним разделить. А Михаилу Меню достался вопрос, как учитывать в ежедневной работе интересы Министерства культуры и не сносить памятники при строительстве новых объектов. Я, конечно, сразу вспомнил про чудом уцелевший (на самом деле прежде всего, конечно, в декоративных целях) колодец посреди конькобежного центра (о том, что еще там было вокруг когда-то, уж не узнать) и услышал от Михаила Меня подтверждение моих самых смелых предположений.
— Мы куда ни придем,— в сердцах признался Михаил Мень,— там Алексей Пешков уже пил чай или кофе, и мы ничего не можем сделать!
— Если он памятник — снести его нельзя,— возразил Михаилу Меню Владимир Мединский.
Видно было, что разговаривают они в этом духе и в этих выражениях давно и печально и будут разговаривать еще долго, по крайней мере до конца марта.
Между тем Владимир Мединский что-то увлекся и говорил уже, что такого уровня и качества памятников, как у нас, «по большому счету нет в Азии (в Азии! — А. К.)…».
— И в Америке! — восклицал вдруг начавший соглашаться с ним Михаил Мень.
— И тем более в Америке! — с облегчением констатировал Владимир Мединский.
Я хотел спросить у него, как планирует повышать явку на президентских выборах и он лично, но вовремя подумал о том, что он займется, видимо, прежде всего повышением культуры явки.
На лестнице второго этажа разглядывал исторический колодец участник форума, мэр города Мичуринска Тамбовской области Александр Кузнецов. Но вопрос, придут ли высокообразованные жители его наукограда на президентские выборы, Александр Кузнецов уверенно отвечал:
— Несмотря на свою грамотность, у нас люди очень заинтересованы в явке на выборы, а не то, что вам может показаться.
Ответ был глубок и полон не менее, чем тот колодец.
И конечно, мэры энергично обсуждали ударную утреннюю инициативу коллеги из города Ярославля Владимира Слепцова, который на совещании сделал подчиненным предложение, от которого они, похоже, ни за что не смогут отказаться. То есть он им сказал: «Значит, прошу в данных мероприятиях (связанных с Крещением.— А. К.) всех глав участвовать. Я имею в виду, в купелях. Да… Вы покажете пример всем… А так же как и замы… Значит… Вы же православные люди! Поэтому пример должны показывать. В связи с этим прошу обеспечить и заодно и попробовать…»
И теперь коллеги мэра Ярославля на форуме в Коломне были, кажется, немного растеряны: им то что делать? Поддержать? Подтвердить или опровергнуть? Не заметить? А если пойдет в массы? А массы подхватят?.. Массы подчиненных… Вопросов было, как обычно, больше, чем ответов…
Владимир Путин в это время поднимал рождаемость в перинатальном центре города Коломны, а она и так не была на нуле и даже просто высока: накануне одна мужественная родила, и теперь Владимир Путин мог наблюдать здесь не только муляжи младенцев в натуральную величину в демонстрационном зале центра, а и натурального младенца.
Совещание с главами малых городов и исторических поселений было не очень длинным. Они ему рассказывали, как они выполняют его наказы, а он готов был, судя по всему, выполнять их. Такая встреча (хочется сказать — навстречу 18 марта) не могла, мне казалось, не закончиться каким-нибудь чудесным подарком, тем более за день до светлого (только не для чиновников Ярославля) праздника Крещения…
Но что-то Владимир Путин не торопился. Подробно расспрашивал мэра города Азова Владимира Ращупкина, который обмолвился, что у них чрезвычайно развита историческая кухня, что это за кухня, а тот никак не мог уточнить, и терялся, и сбивался, и совсем уж сник, и не рад был, что начал… А Владимир Путин словно не чувствовал его апокалиптической грусти и все допытывался: да что дают-то в ваших ресторанах?..
— Есть,— наконец вспомнил мэр,— ресторан-музей, готовят по рецептам специально из Эрмитажа…
— Кормят чем? — господин Путин был безжалостен.
— Кормят тем же,— заверял его мэр.— Это может быть не всегда так вкусно, как, конечно, современная кухня…
— А чем?
— Сбитень, квас…— начал обреченно перечислять мэр.— В исторических костюмах! Ведь самое главное — как преподать!..
Потом выступила Светлана Ставицкая из Углича, и Владимир Путин предварил:
— До сих пор спорят, убили там царевича или не убили. Посмотрим, чем сегодня Углич живет…
Если коротко: похоже, что тем же самым.
Глава города Кореновска Краснодарского края Евгений Пергун отчитался перед президентом: выполняя его задание о повышении рождаемости (и когда Владимир Путин успел ему дать?), стал отцом близнецов, Прохора и Платона, 7 октября прошлого года:
— В ваш день рождения, Владимир Владимирович!
— Это их день рождения,— пытался успокоить его господин Путин, но разве можно было.
— Мы безгранично гордимся этой случайностью! — воскликнул мэр Кореновска,— и вам большое спасибо, что вы родились в этот день!
Надо признать, что за такое Владимира Путина еще никто не благодарил. Просто, видимо, повода не было.
Глава города Ельца Сергей Панов, рассказывая о привлечении путешественников в город, прежде всего был озабочен следующим:
— Все надо сделать для того, чтобы это был возвратный турист!
Турист в его изображении производил впечатление билета.
Я все ждал, когда наконец всем этим людям станет очевидно, что они не зря приехали в Коломну (хотя, с другой стороны, какое тут зря: они, в конце концов, уже второй час сидели за одним столом с Владимиром Путиным). И они ведь дождались.
— Я с удивлением узнал,— рассказал президент,— что деньги, предназначенные для исторических поселений, поступили в регионы, но до вас не дошли. Мне говорят: ну не отнимать же теперь!.. Да, деньги ушли, вам практически ничего не досталось… Что ж, давайте выделим еще 5 млрд руб. напрямую на исторические поселения!
Ну конечно!.. Что же не выделить!.. Аплодисменты.
— Спасибо,— поблагодарил Владимир Путин.
Можно сказать, поклонился.