Авиаперевозчиков разделят на три
Как власти будут следить за долгами перевозчиков
Российские авиакомпании-должники попадут в группу риска. Минтранс предлагает разделить всех игроков на отечественном рынке авиаперевозок на три категории — с приемлемым, средним и высоким уровнем долга, пишет газета «Известия». Чрезмерно закредитованные организации возьмут на особый контроль, вплоть до ограничения количества полетов.
Насколько эффективной будет мера и поможет ли она избежать нового кризиса в отрасли?
Разработкой программы занимается правительство. Это делается, чтобы избежать повторения ситуации с «ВИМ-Авиа», которая в конце сентября заявила закрытии всех чартерных программ. Причиной стали нехватка оборотных средств и долги перед контрагентами. Владимир Путин тогда поручил правительству разработать предложения по регулированию авиарынка.
Глава компании «Инфомост» Борис Рыбак отмечает, что у государства и ранее был доступ к финансовой отчетности компаний. Чтобы реально улучшить ситуацию необходимо поменять принцип работы самого регулятора, уверен эксперт: «С 2009-го, может быть, с 2010 года существует разработанная профессором Фризлендом система финансового мониторинга авиакомпаний, она в Росавиации существовала. Там было четыре группы риска: от благополучных до по-настоящему рискованных. Эта система, к сожалению, была признана неэффективной в ходе событий, связанных с «ВИМ-Авиа». Про «ВИМ-Авиа» все на рынке знали за два года, ничего неожиданного не произошло. Про «Трансаэро» знали все за два года и подавали сигналы — другое дело, что никто эти сигналы в расчет не принимал. Я бы сказал, что здесь больше вопросов к регулятору, чем к отрасли. Любой подход будет эффективным, если на его результаты будут внимательно смотреть».
Оценивать долги авиаперевозчиков будут по нескольким критериям. Как пишет газета «Известия», регулятор учтет отношение чистого долга к прибыли компании до вычета налогов, а также качество ликвидных активов. Дополнительные требования лишь зарегулируют отрасль, но не решат основных проблем, считает независимый авиаэксперт Алексей Захаров: «Дело в том, что все эти многочисленные проверки не имеют в результате ничего, кроме затруднения деятельности авиакомпаний. Компания стоит на ушах, все занимаются составлением многочисленных отчетов и письменных ответов на запросы проверяющей комиссии. Это всего-навсего попытка изобразить, что этим занимаются».
Специалисты Росавиации сейчас изучают предложение Минтранса разделять авиакомпаний на группы в зависимости от уровня их долга, — сообщили в агентстве. Появившиеся в итоге замечания и уточнения будут направлены в правительство.