Польша получит Львов, Тернополь и Вильнюс в виде судов
Государственная судоходная компания собирается назвать сухогрузы в честь бывших польских городов
Государственная судоходная компания Польши Polsteam намерена назвать три новых судна «Львов», «Вильнюс» и «Тернополь» — в честь городов, ранее входивших в состав Польши. Об этом сообщил журналистам «Радио Щецин» — города, где базируется Polsteam,— менеджер компании Павел Бжезицкий, объяснив такое решение «ностальгией». Сейчас все три судна строятся на китайских верфях. Собеседник “Ъ” в администрации президента Украины обратил внимание на то, что это уже второй инцидент подобного рода, но он надеется на «мирное разрешение» вопроса. При этом депутат литовского Сейма заявил “Ъ”, что не видит в переименовании никакой проблемы, и добавил, что Литве стоит использовать «ностальгию» поляков по бывшим территориям, чтобы привлекать туристов.
«Для жителей Щецина и остальной Западной Польши это будут красивые и ностальгические названия,— пояснил желание назвать польские суда "Львов", "Тернополь" и "Вильно" (польское название Вильнюса) менеджер Polsteam Павел Бжезицкий.— Потому что мы хотим, чтобы их (города.— “Ъ”) называли бывшими польскими городами на восточном приграничье». Напомним, что восточным приграничьем (Kresy Wschodnie) в Польше называют территории нынешних Литвы, Белоруссии и Украины, входивших в состав Польши между Первой и Второй мировыми войнами, а также во времена Речи Посполитой.
Первым судном, которое должна получить Польша, будет «Львов». Его грузоподъемность составит 39 тыс. тонн. «С политической точки зрения это нейтральный шаг, так как на протяжении многих лет одно из наших судов называлось "Львовские орлята". Это ни у кого не вызывало недовольства, и, возможно, с названием "Львов" тоже проблем не будет»,— предположил господин Бжезицкий. «Львовские орлята» — название отряда польских добровольцев, защищавших Львов от сторонников Западно-Украинской Народной Республики, однако затем так стали называть и участников советско-польской войны 1919–1921 годов.
Желание Варшавы прославить «Львовских орлят» уже вызывало раздражение в отношениях с соседями. В августе прошлого года Польша хотела изменить дизайн паспортов, изобразив на них памятник «орлятам» на кладбище Львова. Однако после протеста Киева от идеи отказались. «Отношения Украины и Польши складываются непросто, но мы умеем преодолевать сложности,— сказал “Ъ” собеседник в администрации президента Украины.— Надеюсь, ситуация с судами разрешится не менее мирно, чем ситуация с изображениями на паспортах».
Киевский политолог, член общественного совета при МИД Украины Андрей Бузаров, в свою очередь, предположил, что, «если реакция украинского посольства появится, поляки могут пересмотреть решение». «В любом случае тенденция властей Польши использовать названия городов восточного приграничья — это проблема,— считает эксперт.— Это говорит о том, что политики продолжат спекулировать на теме Речи Посполитой, вызывая новые ссоры между Варшавой и Киевом по поводу истории. Но нагнетания со стороны Украины нет, нагнетание идет со стороны Польши, и последние три-четыре года его можно назвать интенсивным». Украинское посольство в Польше пока не отреагировало на инициативу с названиями судов, но, как считает господин Бузаров, активное освящение этой темы украинскими СМИ может заставить дипломатов пойти на конфликт.
Примечательно, что новый министр иностранных дел Польши Яцек Чапутович, вступивший в должность лишь неделю назад, в одном из первых заявлений «выразил надежду на скорейшее разрешение проблемных исторических вопросов в отношениях Украины и Польши».
Собеседник “Ъ” в Вильнюсе депутат Сейма (парламента) от партии «Либеральное движение» Симонас Гентвилас, в свою очередь, вовсе не считает название польского судна в честь нынешней столицы Литвы проблемой. «Если бы корабль был военным — это было бы дискуссионным вопросом. Но в моем родном городе Клайпеде мне приходилось видеть пассажирское судно "Лондон", принадлежащее датской компании»,— привел он аналогичный пример. Что же касается польской «ностальгии» по бывшим территориям, то ее литовский депутат считает нужным направить в коммерческое русло. «Литва должна использовать эту ностальгию, чтобы привлечь польских туристов. Мы должны быть счастливы, что судно назвали именно так»,— убежден господин Гентвилас.