Дезинформация к размышлению
Депутаты Европарламента разошлись в подходах к «российской угрозе»
Россия крайне эффективно ведет в Европе «кампанию по распространению дезинформации», и ЕС должен удвоить усилия по противодействию ей, иначе «битва будет проиграна». Об этом говорили участники прошедших в среду в Европарламенте дебатов на тему «Россия — влияние пропаганды на страны ЕС». При этом среди евродепутатов нашлись и защитники Москвы. Представители ряда фракций обвинили Брюссель в наступлении на свободу слова и поставили Западу диагноз — «развившаяся паранойя». Учитывая отсутствие единства в подходах к Москве, опрошенные “Ъ” эксперты не прогнозируют ужесточения европейской политики на российском направлении: в отличие от Вашингтона, о расширении санкций против РФ в Брюсселе пока всерьез не думают.
Фабрики троллей на службе властей
О России в Европарламенте в среду говорили с самого утра. Представляя программу председательства Болгарии в Совете ЕС, премьер страны Бойко Борисов заявил: «Несмотря на всю критику в адрес России, несмотря на существующие у нас разногласия относительно санкций, я считаю, что Евросоюзу следует нормализовать отношения с таким большим соседом».
Из выступлений большинства участников состоявшихся чуть позднее дебатов по России следовало, что сделать это будет непросто. Особенно учитывая то, что Москва, как считают в Брюсселе, продолжает «вести в Европе скоординированную пропагандистскую кампанию». Об этом депутатам рассказал еврокомиссар по вопросам безопасности Джулиан Кинг. Сославшись на неких высокопоставленных российских военных, он отметил, что они открыто называют распространение ложных данных и дестабилизирующую пропаганду «легитимным инструментом» воздействия на другие страны. «При этом многие люди соглашаются с дезинформацией, распространяемой Россией и Кремлем. И, к сожалению, мы можем сделать вывод, что российская дезинформация действительно может очень хорошо функционировать. Вот почему мы должны удвоить наши усилия по противодействию ей»,— заверил господин Кинг.
Настрой большей части депутатов не изменился с ноября 2016 года, когда Европарламент принял резолюцию, в которой говорилось, что власти РФ используют «широкий спектр механизмов и инструментов, таких как аналитические центры, телеканалы на иностранных языках, псевдоинформационные агентства и мультимедийные службы, социальные сети и интернет-тролли, чтобы атаковать демократические ценности, разделять Европу, обеспечивать себе внутреннюю поддержку и создавать впечатление, что восточные соседи ЕС терпят неудачу».
«Фабрики троллей и боты стоят на службе российских властей 24 часа в сутки семь дней в неделю. Так что и мы не должны вспоминать об этой теме только во время предвыборных кампаний»,— предупредил в среду коллег литовец Пятрас Ауштрявичюс (Альянс либералов и демократов за Европу). «Российское вмешательство в выборы становится нормой»,— продолжил датский социал-демократ Йеппе Кофод, назвав среди «жертв» Латвию, Литву, Эстонию, Испанию, Венгрию, Болгарию, Италию, Германию, Британию и другие страны. Испанец Эстебан Гонсалес Понс (ЕНП) привел конкретный близкий ему пример, заявив, что некий российский телеканал «передавал информацию о танках в Барселоне (в дни прошлогоднего кризиса.— “Ъ”), но видны они были только на этом телеканале».
Участники дебатов говорили о необходимости «повышения уровня критического мышления европейцев», а также призывали к усилению целевой группы Евросоюза по стратегической коммуникации (East StratCom), созданной в марте 2015 года. Ее цели — борьба с «фейковыми новостями» и «противодействие российским дезинформационным кампаниям». Как ранее рассказывала глава европейской дипломатии Федерика Могерини, за два года работы East StratCom раскрыла более 3 тыс. случаев дезинформации против ЕС.
Правда, что именно подразумевается под этим, госпожа Могерини не поясняла, а единого подхода к терминологии до сих пор нет. В понедельник в Брюсселе прошло первое заседание учрежденной Еврокомиссией экспертной группы высокого уровня, созданной для противодействия распространению ложной информации в социальных сетях и традиционных СМИ. Эта группа соберется еще дважды до публикации готовящегося ею документа, который ляжет в основу доклада Еврокомиссии по проблеме дезинформации (он должен выйти в апреле). Одна из ключевых задач группы — выработка определения понятия «ложная информация». Как пояснила еврокомиссар по цифровой экономике Мария Габриел, «большая часть ложной информации не является незаконной», и поэтому ее распространение не нарушает законодательство Евросоюза.
«Паранойя и политическая стратегия»
Власти РФ не раз говорили, что с их стороны никаких злоупотреблений и нарушений европейских норм нет. Так, глава МИД РФ Сергей Лавров ранее утверждал, что руководство некоторых европейских государств использует «голословную риторику о российской пропаганде и гибридных угрозах», чтобы оправдать собственные действия, нарушающие основные демократические принципы. В понедельник на пресс-конференции по итогам года министр особо отметил «отношение к RT, Sputnik в США и во Франции», а также «изгнание российских журналистов и закрытие российских каналов в Молдавии, на Украине, в Латвии и других странах».
В среду на дебатах в Европарламенте такая позиция неожиданно оказалась представлена довольно широко. Так, представительница Эстонии Яна Тоом (Альянс либералов и демократов за Европу) рассказала: «В детстве в ответ на вопрос, кто виноват, я всегда слышала одно: западный капитализм и Рональд Рейган (президент США.— “Ъ”). Сейчас я слышу, что во всем виноват лично Владимир Путин. Не могу согласиться с таким черно-белым подходом». Британец Джерард Баттен («Европа за свободу и прямую демократию») призвал коллег «не винить русских в своих собственных ошибках». Он обвинил европейских политиков в желании отвлечь граждан своих стран от серьезных проблем вроде неконтролируемой миграции и стагнации еврозоны. «Но не Путин причина вашей непопулярности, а вы сами»,— заявил депутат под аплодисменты ряда коллег.
Испанец Хавьер Коусо Пермуй («Европейские объединенные левые / Лево-зеленые Севера»), как и его соотечественник Эстебан Гонсалес Понс, также обратился к каталонской теме, но с противоположным посылом. «Люди просто повторяют мантру, что у них есть какие-то доказательства (поддержки Россией каталонских сепаратистов.— “Ъ”). Хотя их нет. Это паранойя и политическая стратегия, направленная на предотвращение хороших отношений с Россией»,— заявил депутат, периодически выступающий в эфире RT. Этот телеканал вспомнил и британец Дэвид Коберн («Европа за свободу и прямую демократию»), напомнивший, что RT дал слово представителям Партии независимости Соединенного Королевства, в то время как их не пускали на Би-би-си.
В свою очередь, представитель христианских демократов Дэвид Макаллистер возмутился тем, что «некоторые депутаты использовали инфраструктуру Европарламента для выступлений на RT». «Это надо остановить!» — заявил он. А испанец Хуан Фернандо Лопес Агилар (Прогрессивный альянс социалистов и демократов) подвел итог дискуссиям, заметив: «Если у меня паранойя, это не значит, что у меня нет реальных врагов».
Санкции на уровне
Затрагивались на сессии Европарламента и иные методы противодействия российской политике, в частности санкционные. Во вторник, выступая перед евродепутатами, председатель Европейского совета Дональд Туск заявил, что ЕС «три с половиной года активно помогал украинцам перед лицом российской агрессии» и намерен «продолжить этот курс», в том числе посредством ограничительных мер.
Напомним, что первые санкции были введены Евросоюзом в марте 2014 года в связи с крымским референдумом. Затем, после начала конфликта в Донбассе, были приняты новые пакеты ограничительных мер. В декабре прошлого года глава МИД ФРГ Зигмар Габриэль заявил о возможности поэтапного снятия с России санкций по мере реализации минских соглашений по Донбассу. Однако при этом ограничительные меры были в очередной раз продлены — теперь до 31 июля 2018 года.
Как заверил “Ъ” эксперт аналитического центра Bruegel (Брюссель) Георг Закман, до сих пор взаимные санкции Запада и России не нанесли ЕС серьезного ущерба — он «потерял лишь от 0,03% до 0,05% ВВП». Вместе с тем эксперт предупредил о рисках, связанных с новой эскалацией санкционной войны (сейчас дебаты вокруг возможного расширения ограничительных мер активно ведутся в Вашингтоне). По словам Георга Закмана, риски и ущерб для обеих сторон будут особенно велики, если новые ограничения коснутся сферы энергетики.
О нежелательности роста экономической напряженности между Россией и Западом европейских политиков предостерегают и представители бизнеса. «Идею о введении дальнейших санкций со стороны ЕС и США мы не поддерживаем, так как они принесут лишь новые убытки для обеих сторон и усилят противостояние, что, в свою очередь, усложнит поиск решения конфликта»,— заявил “Ъ” управляющий директор Восточного комитета германской экономики Михаэль Хармс.
Впрочем, пока вопрос принятия новых антироссийских санкций в повестке дня ЕС не стоит. Как заявила “Ъ” представитель ЕНП Агата Бищевская, выносить Европейскому совету рекомендации по принятию новых ограничений в отношении РФ депутаты Европарламента не собираются. Опрошенные “Ъ” эксперты также полагают, что вводить дополнительные санкции Евросоюз не станет.
Директор программы «Большая Европа» Европейского совета по международным отношениям Фредрик Веслоу утверждает, что существующий режим антироссийских санкций «полностью отражает хрупкий баланс взглядов в Евросоюзе в отношении России между «ястребами» и «голубями». «Веских причин корректировать этот баланс в какую-либо сторону в ЕС не видят»,— резюмировал собеседник “Ъ”.