«Мемориал» попал под огонь
Нападение на офис правозащитников заметили в Страсбурге
Генеральный секретарь Совета Европы и комиссар СЕ по правам человека призвали Россию провести тщательное расследование поджога офиса правозащитного центра «Мемориал» в Ингушетии. Момент поджога был зафиксирован видеокамерами. В «Мемориале» связывают происшедшее с делом руководителя чеченского офиса организации Оюба Титиева, арестованного по обвинению в хранении марихуаны. В Кремле просят не делать поспешных выводов, а дождаться решения следствия.
Генеральный секретарь Совета Европы Турбьорн Ягланд заявил накануне, что «поджог в Ингушетии офиса правозащитного центра “Мемориал” — ведущей российской правозащитной группы — вызывает большую тревогу». Он обратился к федеральным и республиканским властям с просьбой провести тщательное расследование. «Мы ожидаем, что будут предприняты необходимые шаги для обеспечения полного уважения обязательств, взятых РФ в соответствии с Европейской конвенцией о правах человека»,— добавил господин Ягланд. Комиссар СЕ по правам человека Нилс Муйжниекс напомнил, что на прошлой неделе руководитель чеченского офиса правозащитного центра (ПЦ) «Мемориал» Оюб Титиев был обвинен в хранении наркотиков, а после этого его адвокат заявил о слежке. Назвав это «чередой инцидентов, иллюстрирующих атмосферу запугивания, в которой правозащитники работают на Северном Кавказе», господин Муйжниекс заявил, что намерен обсудить этот вопрос с российскими властями.
Нападение на офис «Мемориала» в Назрани произошло в 3:35 ночи 17 января. Несколько камер видеонаблюдения зафиксировали, как к офису подъехал темный автомобиль, у которого из багажника торчала длинная, не менее трех метров, лестница. Из машины вышли двое мужчин в масках. Один приставил лестницу к стене — часть помещений офиса находится на втором этаже двухэтажного здания,— второй принес и передал ему пластиковую бутыль, предположительно с горючей жидкостью. После того как в помещении произошел взрыв, поджигатели забрали лестницу, сели в машину и скрылись. В офисе полностью выгорели три из шести помещений. «Пожарные приехали быстро. Но, конечно, работа нашего отдела там парализована»,— сообщил “Ъ” председатель совета ПЦ «Мемориал» Александр Черкасов. Руководитель программы «Горячие точки» ПЦ «Мемориал» Олег Орлов рассказал “Ъ”, что связывает нападение не с работой ингушского офиса, а с деятельностью «Мемориала» в Чечне и, в частности, с защитой 60-летнего руководителя грозненского офиса Оюба Титиева, который вел ряд дел об исчезновениях людей в республике. «Мы приехали из Москвы и передвигались по Чечне на машине нашего ингушского представительства,— сообщил господин Орлов.— За этой машиной была демонстративная слежка. Нас также не раз останавливали на постах ДПС». Он подчеркнул, что слежка велась только на территории Чечни. Глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров в среду высказал господину Орлову свою поддержку. Возбуждено уголовное дело по ст. 167 УК РФ (умышленный поджог).
Днем в среду журналисты спросили у пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова, вызывает ли в Кремле обеспокоенность ситуация вокруг «Мемориала» и идет ли на Северном Кавказе скоординированная кампания против независимых правозащитных организаций. «Я не думаю, что можно делать подобные выводы на основе известного случая с задержанием с наркотиками известного руководителя “Мемориала” в Чечне»,— цитирует «Интерфакс» господина Пескова. Пресс-секретарь напомнил, что следствие еще идет. Говоря о поджоге ингушского офиса, он напомнил, что Чечня и Ингушетия — «это два разных субъекта РФ».
Напомним, в декабре 2014 года и в июне 2015 года в Грозном подверглись нападениям офисы правозащитной организации «Комитет против пыток». 9 марта 2016 года нападению на чечено-ингушской административной границе подвергся автобус с журналистами, прибывшими в регион по приглашению Комитета против пыток. Автобус был сожжен, журналисты избиты. В тот же день неизвестные вооруженные люди напали на офис организации в Карабулаке (Ингушетия). 16 марта 2016 года в Грозном был принудительно выселен из гостиницы и подвергся нападению глава организации, член президентского Совета по правам человека Игорь Каляпин.