Москвичи и немосквичи потеплели друг к другу
и разлюбили менять место жительства
Россияне в последние 15 лет стали вести более оседлый образ жизни, следует из социологического доклада «Столицы и регионы», подготовленного Федеральным научно-исследовательским социологическим центром (ФНИСЦ) РАН и представительством Фонда Фридриха Эберта в РФ. Взаимная неприязнь жителей столичных городов и провинциалов также снизилась: почти половина жителей Москвы и Санкт-Петербурга назвали жизнь в других городах «не такой плохой», а жители регионов уже не столь уверены, что Москва — исключительно «коррумпированный и бандитский город», «богатеющий за счет остальной страны».
Уровень внутрироссийской миграции в 2017 году снизился по сравнению с 2003 годом, отмечается в исследовании ФНИСЦ РАН и Фонда Эберта. 18% участников опроса 2003 года заявили, что живут там, где жили их родители, а в 2017 году так ответили уже 33% респондентов. Еще 29% респондентов «родились здесь, хотя родители родились не здесь». Однако 44% россиян заявили, что хотели бы жить не там, где сейчас. Авторы исследования сообщают, что внутренняя миграция ежегодно охватывает 3% россиян, в основном мигрирует городское население провинции.
Основным мотивом внутрироссийской и межстрановой миграции называется переезд в связи с работой. В Санкт-Петербурге искать работу в других городах и странах готовы 69% респондентов, в районных центрах и сельской местности — 67%. В Москве этот пункт указали только 30% опрошенных: среди мотивов отъезда из столицы РФ лидируют личные обстоятельства (44%). Главный научный сотрудник ФНИСЦ Наталья Тихонова объяснила, что москвичи имеют в виду переезд «в провинцию к родителям или супругу».
«Хотя Москва и Санкт-Петербург являются несомненными магнитами для мигрантов, их доля в общей миграции составляет не более 10–15%»,— говорится в документе. По сравнению с 2003 годом негативные представления городского населения России о Москве смягчились: 15 лет назад столицу считали «коррумпированным и бандитским городом» 26% респондентов, сейчас так думают 13%. В 2003 году 52% опрошенных полагали, что «Москва богатеет за счет остальной страны», в 2017 году это мнение разделили 39% респондентов. «Жестоким городом» Москву в 2003 году назвали 42%, в 2017 году — 29%. В свою очередь, у жителей Санкт-Петербурга и Москвы изменился образ провинции: в 2003 году всего 23% считали жизнь в других городах «не такой плохой», сейчас так думают уже 40%. «До сих пор многие уверены, что в провинции царит произвол и всевластие местных чиновников, но исследование показало, что по сравнению с 2003 годом (29%) сейчас так считают только 12%»,— заявил директор ФНИСЦ Михаил Горшков. Вдвое, с 35% до 16%, снизилась доля тех, кто считает жизнь «в глубинке» трудной и неинтересной. Госпожа Тихонова назвала ошибочными представления, что миграционные потоки направлены исключительно из сел в города: «В села возвращается энергичное население, уехавшее в города в молодости, едут потомственные горожане, которые пытаются заниматься фермерством и бизнесом». В то же время социолог признает, что основную массу переезжающих «на село» составляют люмпенизированные слои населения — например, люди, лишившиеся жилья в городе.
По данным Института демографии Высшей школы экономики, сейчас наблюдается стабилизация внутрироссийских миграционных процессов. Так, в 2003–2004 годах внутренние мигранты составляли 94% всех миграционных потоков в РФ. В 2009 году их доля опустилась до 86%, а затем вновь увеличилась до 91% в 2010-м и 90% в 2011–2013 годах. В 2014–2015 годах доля внутренних мигрантов составила 87%, в 2016 году — 88%. Директор региональных программ Независимого института региональной политики Наталья Зубаревич, комментируя “Ъ” итоги исследования ФНИСЦ, отметила, что сравнивать только 2003 и 2017 годы не вполне корректно: «С 2003 года много что произошло, линейных трендов нет. Сейчас у людей денег нет, появляется апатия — может быть, поэтому миграция и снижается».