Цифре не во что вписаться
Чиновникам и бизнесу не хватает кадров и среды для цифровой экономики
Роль государства в цифровой трансформации экономики стала предметом открывающей панельной дискуссии второго дня Гайдаровского форума на площадке РАНХиГС. Главными барьерами на этом пути представители регуляторов и бизнеса назвали кадровый голод, утечку мозгов, неготовность чиновников к изменениям и бюрократическую волокиту. Среди предложений — создание регуляторных «песочниц», масштабные инвестиции в исследование и образование, частичный аутсорсинг госуслуг, а также подготовка среды для бизнеса и молодых специалистов.
По словам куратора программы «Цифровая экономика» в Белом доме, замглавы аппарата правительства Максима Акимова, власти не могут согласиться с тезисом криптоанархистов о необходимости отойти в сторону: в цифровой модели государство играет как минимум четыре важные роли: поставщика данных, держателя ключевой инфраструктуры и системы образования — и регулятора. Глава Сбербанка Герман Греф считает, что сначала властям нужно выбрать модель взаимодействия с субъектами цифровой экономики — действуя осторожно, чтобы не допустить бегства стартапов в другие юрисдикции.
«Нужно на очень мягких лапках создавать всю инфраструктуру»,— подчеркнул господин Греф.
По словам вице-президента Cisco Гая Дидриха, ключевая задача правительств — создание всеобъемлющей цифровой стратегии, и в РФ, в отличие, например, от США, это уже сделано. Главными же инструментами государства, по его мнению, должны стать наука и образование, инвестиции в инновации и создание инфраструктуры — в долгосрочной перспективе это обеспечит рост ВВП и создание рабочих мест. Глава ассоциации «Финтех» Сергей Солонин отметил отставание регулирования от технологий, наверстывать которое нужно в создаваемых регуляторных «песочницах» — в этом государство и бизнес согласны. Еще одна задача регулятора — поддержание конкуренции и создание благоприятной атмосферы для развития компаний, считает он.
Регулятор обязан обеспечить равные и понятные условия для всех, остальное — задача участников рынка, возразила замглавы ЦБ Ольга Скоробогатова. Сама она видит необходимым кардинальный пересмотр действующих процедур и правил. «Не переписывать и улучшать что-то, а отложить в сторону все, чем жили долгие годы, и совершенно по-новому выстроить порядок взаимодействия между собой и с бизнесом»,— подчеркнула она. «Госорганы держатся за все, что они накопили. Им страшно изменить что-то в инструкции, а время уходит»,— посетовала замглавы ЦБ. При этом регулятор не может фантазировать — и в этой ситуации «песочницы» выступают хоть и не идеальным, но работающим механизмом. Сейчас ЦБ совместно со Сбербанком, ВЭБ и другими финансовыми организациями выбирает пилотные проекты, которые будут опробованы таким образом. В экспертный совет «песочниц» будут включаться представители министерств и ведомств, чтобы сократить бюрократическую волокиту. Улучшить качество работы госорганов может активное привлечение в них специалистов с рынка, полагает госпожа Скоробогатова. «Даже понимая, что мы хотим узаконить и как "прописать", мы тратим по полтора года на процедуры — и документ устаревает к моменту выхода»,— заявила она.
Председатель ВЭБ Сергей Горьков главную задачу государства видит в создании благоприятной среды для бизнеса и в финансировании масштабных научных исследований — вроде квантовых вычислений,— которые рынку не по карману. С тем, что среда — ключ к конкурентоспособности компаний РФ в глобальной цифровой экономике, согласились и другие участники — но мнения о том, что входит в это понятие, разошлись. По словам министра экономики Максима Орешкина, задачей государства должно стать качество жизни в стране, чтобы лучшие таланты оставались и работали в компаниях РФ. По мнению же Германа Грефа, в первую очередь речь необходимо улучшение геополитической ситуации.
Как «Цифровая экономика» обрастает регуляторами
Законодательное оформление развития цифровой экономики в России переходит в практическую фазу: накануне на сайте правительства были опубликованы утвержденные планы мероприятий по четырем из пяти направлений правительственной программы, включая нормативное регулирование. Впрочем, без координации усилий всех сторон и выработки единого понятийного аппарата этот процесс может затянуться.