Криптовалюты исследуют на доверие
Регуляторы ищут подходы к новым финансовым технологиям
Экспертная дискуссия о последствиях развития криптовалют для финансовых рынков, состоявшаяся в ходе Гайдаровского форума, продемонстрировала: чиновники по-прежнему по-разному смотрят на предмет, видя в нем то инструмент цифровизации экономики, то «очередную игрушку», причину будущих неприятностей и «шикарную платформу для финансовой пирамиды».
Новые подходы к регулированию финансовой сферы в условиях цифровизации экономики и распространения криптовалют обсудили участники экспертной дискуссии Гайдаровского форума «Цифровое общество: причины и правовые последствия уничтожения посредников на финансовых рынках». По мнению заместителя главы Минфина Алексея Моисеева, децентрализация финансового рынка — это неизбежное последствие технологического прогресса. При этом криптовалюты останутся всего лишь «очередной игрушкой» с конкретным нишевым применением — ICO, а сеньораж был и будет прерогативой государства, полагает он. Глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков называет появление криптовалюты реакцией на зарегулированность финансов, тормозящую развитие бизнеса. Задачей же центральных банков он видит подчинение этого инструмента денежно-кредитной политике и использование его для цифровизации экономики.
Первый зампред правления ЦБ Сергей Швецов полагает, что регулятор должен меняться с рынком и становиться IT-компанией и IT-регулятором. Впрочем, сейчас он действует на опережение: «Обычно финансовый рынок что-то придумывает и устраивает большой факап, и тогда у регулятора возникает потребность это осмыслить. В случае же с блокчейном и криптовалютами — это редкая ситуация, когда ничего плохого еще не случилось, но мы уже обсуждаем, как с этим бороться»,— отметил он.
Участники дискуссии разошлись во мнении, способны ли криптовалюты стать полноценным платежным инструментом. Господин Моисеев заявил, что в это не верит, а глава Аналитического кредитного рейтингового агентства Екатерина Трофимова не исключила такой возможности в случае складывания полноценной системы определения их стоимости. По мнению Анатолия Аксакова, для этого потребуется привязать криптовалюты к «реальным ценностям», например к рублю и другим национальным валютам. В ЦБ же опасаются, что стать полноценным средством платежа криптовалютам не позволит «эффект виагры», изобретенной случайно в поисках сердечного стимулятора. «Создавали для глобального рынка нечто в качестве платежного средства, но создали шикарную платформу для финансовой пирамиды»,— заявил господин Швецов. Сейчас же, по его словам, лишь 10% спроса на биткойн обусловлен интересом к нему как к платежному инструменту, а 90% — желанием заработать.
Возможная конкуренция со стороны Белоруссии, в конце 2017 года легализовавшей криптовалюты, регуляторов не беспокоит. «Пока мы ничего не зарегулировали, у нас тоже можно делать все»,— отметил Алексей Моисеев. Господин Аксаков, в свою очередь, полагает, что законопроект о регулировании криптовалют, который планируется внести в Думу в феврале, в сочетании с готовящимся законопроектом о краудфандинге увеличит общий интерес к теме. «Успех достигается не наличием или отсутствием закона, а качеством института доверия, который создает государство»,— возразил ему Сергей Швецов. Поэтому, если регулятору удастся найти баланс между отсутствием ненужных издержек для бизнеса и созданием среды доверия, никакие офшоры стране будут не страшны, полагает он.
Господин Моисеев также видит задачу регулятора в преодолении «хайпа», окружающего криптовалюты, особенно среди молодого поколения. Отметив, что он также занимается регулированием алмазной отрасли, представитель Минфина заявил: «Мы будем отстаивать эти рубежи и сделаем все, чтобы девочкам больше нравились бриллианты, чем криптовалютные фермы». По мнению же господина Швецова, финансовые власти должны соблюдать принцип нейтральности технологий и сосредоточиться на регулировании экономической сущности, тем более что в мире пока нет консенсуса по этому вопросу.
Участники дискуссии также обсудили перспективы создания крипторубля. По мнению Алексея Моисеева, если речь идет об электронных деньгах, призванных ускорить расчеты и снизить издержки, то такой инструмент уже есть, и его необходимо активнее использовать при международных расчетах с торговыми партнерами, хотя бы со странами СНГ. Господин Аксаков считает, что крипторубль имеет право на существование, если будет привязан к фиатной валюте, а Сергей Швецов сомневается в востребованности такого инструмента, поскольку сейчас спрос на криптовалюту связан с желанием обойти регулирование.