Перегибы на мостах
Росавтодор расторгает крупные госконтракты с «Сибмостом»
Новосибирский «Сибмост» может лишиться крупных госконтрактов. Структуры Росавтодора в Новосибирской области, Республике Алтай, Алтайском крае через суд расторгают договоры с компанией на общую сумму около 13 млрд руб. Кроме того, «Горно-Алтайавтодор» потребовал от ФАС включить «Сибмост» в реестр недобросовестных поставщиков. Главной претензией к компании госзаказчики называют срыв сроков выполнения работ генподрядчиком. По оценкам экспертов, потеря госконтрактов станет фатальной для «Сибмоста», а включение в реестр не позволит ему заключать госконтракты в течение двух лет.
Новосибирская мостостроительная компания «Сибмост» может лишиться части госконтрактов на сумму около13 млрд руб. Иски с требованиями расторгнуть соглашения с компанией по ряду крупных объектов в Сибири подали структуры Росавтодора. Так, в феврале Красноярский арбитраж рассмотрит заявление Федерального управления автодорог «Байкал» Федерального дорожного агентства о расторжении с «Сибмостом» госконтракта. Речь идет о контракте по реконструкции участка трассы Енисей. Сумма контракта — 1,6 млрд руб. Причины — срыв графиков и низкий темп работы на объекте, рассказал „Ъ“ заместитель начальника ФКУ «Байкалуправтодор» Андрей Капустин. У «Байкалуправтодора» три крупных контракта с «Сибмостом». Пока процедура расторжения запущена по одному из них. Если на других объектах ситуация не изменится, то по ним будут приняты аналогичные решения, уточнил и.о. главного инженера ФКУ Дмитрий Кропотов.
Через суд расторгает госконтракт с «Сибмостом» республиканское управление автомобильных дорог общего пользования «Горно-Алтайавтодор». Контракт стоимостью 1 млрд руб. был заключен с компанией на строительство мостового перехода через реку Катунь у села Тюнгур. Как пояснил „Ъ“ начальник управления Николай Нечаев, претензии к компании также связаны с несоблюдением сроков работы по объекту. Ранее о расторжении контракта с «Сибмостом» заявило Федеральное управление автодорог «Сибирь». «Решение о расторжении госконтракта с «Сибмостом» на строительство первого этапа Восточного обхода Новосибирска принято из-за низких темпов работ на объекте. Это привело к срыву срока ввода первого этапа в эксплуатацию в установленный контрактом срок — до 31 октября 2017 года»,— сообщили „Ъ“ в управлении. Общий объем работ, который по договору обязался выполнить «Сибмост» по первому этапу Восточного обхода, — 10,3 млрд руб. Как следует из данных новосибирского арбитража, компанией выполнены работы общей стоимостью 3,1 млрд руб. По информации, размещенной на сайте суда, госзаказчик начислил компании неустойку в размере более 1,2 млрд руб. за несвоевременное освобождение строительной площадки по строительству Восточного обхода от принадлежащего подрядчику имущества.
Президент «Сибмоста» Сергей Титов отказался от пояснений, сообщив, что судебные дела компания не комментирует. В начале января он говорил, что все строительные площадки компании вошли в рабочий режим.
По данным «Сибмоста», в 2017 году в активе компании было более десяти строящихся объектов общей стоимостью около 20 млрд руб.: реконструкция федеральной трассы Р-257 (М-54) «Енисей» в обход Черногорска, новый участок трассы «Енисей» рядом с поселком Новоселово, строительство автомобильной дороги М-53 «Байкал» от Челябинска до Читы, путепровод через железную дорогу Омск — Новосибирск и др.
Эксперты считают, что потеря оспариваемых в суде госконтрактов может иметь фатальные последствия для «Сибмоста» (кредиторская задолженность — около 8 млрд руб.), дело о банкротстве которого рассматривается в суде с июля 2016 года. Вероятность того, что «Сибмост» сможет рассчитаться по долгам практически нулевая, считает партнер практики «Инжиниринг» АО «НЭО Центр» Алексей Ефанов: «Фактически это будет означать, что гасить кредиторскую задолженность придется в основном за счет продажи имущества компании». Расторжение этих контрактов в судебном порядке может повлечь включение подрядчика в реестр недобросовестных поставщиков. В этом случае компания не сможет получить госзаказы в течение двух последующих лет, напоминает управляющий партнер «Рустам Курмаев и партнеры» Рустам Курмаев. Маловероятно, что госконтракты «Сибмоста» подхватят компании из Сибири, говорит Алексей Ефанов: «После краха „Мостовика“ организаций, обладающих ресурсами для выполнения подобных проектов, в регионе не осталось».