Ксения Собчак требует дополнительного времени
Она пожаловалась в Центризбирком на незаконную агитацию
Кандидат в президенты Ксения Собчак подала жалобу в Центризбирком (ЦИК) на незаконную агитацию в СМИ за «одного из кандидатов». В качестве примера приводятся статьи и сюжеты о сборе подписей в поддержку Владимира Путина. Госпожа Собчак требует предоставить дополнительное эфирное время каждому кандидату. Ранее о случаях незаконной агитации заявляло движение «Голос», ЦИК проверяет их. Член ЦИКа Евгений Колюшин сказал “Ъ”, что понятия «агитация» и «информирование» трудно разграничить, их оценка субъективна, поэтому такие жалобы удовлетворяются редко.
Ксения Собчак подала в ЦИК жалобу на незаконную агитацию в СМИ за «одного из кандидатов». Как пояснили в ее штабе, к такой формулировке она прибегла, чтобы избежать упреков в контрагитации. Госпожа Собчак указала, что в законе «О выборах президента РФ» есть предписание соблюдать принципы равенства и объективности при освещении СМИ деятельности кандидатов. Она назвала «недопустимыми откровенные и массовые нарушения».
Кандидат сослалась на заявление о незаконной агитации на телеканалах, опубликованное 16 января на сайте движения «Голос». Как сообщал “Ъ”, в нем говорится, что за 20 дней «Голос» получил 55 сообщений о незаконной предвыборной агитации «за одного из кандидатов» и публикации негативной информации в отношении других участников выборов. Например, 5 января на «Первом канале» в сюжете под названием «В России начался сбор подписей за выдвижение кандидатом на мартовских выборах президента Владимира Путина» россияне говорят о том, что голосовали за Владимира Путина на предыдущих выборах и обосновывали свой выбор. Как говорится в жалобе госпожи Собчак, в сюжете выражено «предпочтение кандидату, содержится информация с явным преобладанием сведений о нем и описание возможных последствий его избрания, что прямо запрещено законом».
Ксения Собчак требует от ЦИКа предоставить каждому кандидату столько же эфирного времени в то же время суток в каждом из указанных в документе СМИ.
Кроме того, адвокат Ксении Собчак Константин Добрынин направил в Генпрокуратуру требование провести проверку этих нарушений.
Как пояснила “Ъ” пресс-секретарь Ксении Собчак Ксения Чудинова, жалоба кандидата основана не только на данных «Голоса», но и на собственном анализе агитационной активности кандидатов. По ее словам, если ЦИК удовлетворит жалобу, госпожа Собчак использует дополнительное время в СМИ, в том числе на ТВ, для того чтобы «громко говорить о проблемах в стране». В случае если избирком откажет в удовлетворении жалобы, штаб Ксении Собчак обратится в суд.
Ксения Чудинова считает, что другие кандидаты поддержат позицию Ксении Собчак. Напомним, 15 января лидер КПРФ Геннадий Зюганов направил письмо Владимиру Путину как действующему президенту РФ с просьбой предотвратить использование телеэфира для «контрпропаганды» против кандидата в президенты от КПРФ Павла Грудинина.
Глава ЦИКа Элла Памфилова, реагируя на обращение «Голоса», вчера заявила: «Нет никакого массового нарушения телеканалами, но есть вещи, которые действительно нас настораживают и на которые нам надо обратить внимание». Она поручила разобраться в ситуации группе ЦИКа по информационным спорам. Глава группы Майя Гришина пояснила “Ъ”, что жалоба Ксении Собчак о нарушениях в агитации официально «еще не поступала», а поручение по обращению «Голоса» «группа выполнит».
Член ЦИКа от КПРФ Евгений Колюшин сказал “Ъ”, что по его опыту работы в ЦИКе подобные жалобы удовлетворяются редко, поскольку в законе слишком размыта граница между информированием и агитацией, а их оценка субъективна. Он назвал обжалование подобных нарушений «дохлым номером». Господин Колюшин напомнил, что официально агитационный период в СМИ начнется с 17 февраля, а «остальное автоматически относят к информированию», хотя, с его точки зрения, «преждевременная агитация» должна наказываться. Господин Колюшин сослался на постановление Конституционного суда от 2003 года, в котором агитацией признается тот материал или сюжет, в отношении которого доказан умысел — заплачены деньги или установлена какая-либо другая заинтересованность исполнителей. «Доказать такую заинтересованность очень трудно»,— говорит он. Что касается равенства информирования избирателей о деятельности партий на ТВ в межвыборный период, то, по его словам, в рамках избирательной кампании «арифметическое равенство установить невозможно», потому что «один кандидат СМИ интересен больше, а другой — меньше». «На этот счет также есть судебная практика»,— сказал он “Ъ”.
Какой рейтинг и антирейтинг у кандидатов в президенты
Владимир Путин может выиграть выборы в первом же туре. Такие предпочтения россиян зафиксировал ВЦИОМ за два месяца до президентских выборов, которые пройдут 18 марта. Штабы оппозиционных кандидатов не придают особого значения замерам правительственной соцслужбы: в штабе КПРФ с ними не согласны, а в штабе ЛДПР уверены, что именно их кандидат имеет все шансы на победу.