На развитие «Юга-2» повлияет новый «Фактор»
Контроль над терминалом в порту Усть-Луга получили структуры, связанные с Рамисом Дебердеевым
Главный актив находящегося ныне под следствием бизнесмена Валерия Израйлита — универсальный перегрузочный комплекс «Юг-2» в порту Усть-Луга (оператором выступает АО «Морской торговый порт Усть-Луга») — за долги ушел к новой компании. Контроль над терминалом получило ООО «Новые коммунальные технологии» (НКТ), связанное с одним из собственников лесного терминала «Фактор» в Усть-Луге Рамисом Дебердеевым.
ООО «НКТ» перекупило 5,2 млрд рублей долга банкротящегося ОАО «Транспортно-логистический комплекс» (ОАО «ТЛК») перед Сбербанком. Семья Валерия Израйлита как раз и контролировала деятельность оператора терминала «Юг-2» — АО «Морской торговый порт Усть-Луга» (МТП Усть-Луга), через ОАО «ТЛК». По данным «СПАРК-Интерфакс» (www.spark-interfax.ru), ОАО «ТЛК» владело 74% АО «МТП Усть-Луга».
Валерий Израйлит до ареста в конце 2016 года был председателем совета директоров ОАО «Компания Усть-Луга» — головной компании для МТП Усть-Луга. «Компания Усть-Луга», которая, по данным «СПАРК-Интерфакс», на 23% принадлежит Investport Holding Establishment из Лихтенштейна, брала кредит в Сбербанке в размере 7 млрд рублей на строительство терминала «Юг-2». «В конце 2011 года акционеры “Компании Усть-Луга” приняли решение о ее реорганизации путем выделения непрофильного актива ОАО “ТЛК” для ведения стивидорной деятельности. По разделительному балансу в эту компанию перешли активы и обязанности по выплате кредита в размере 6,1 млрд рублей»,— рассказал собеседник “Ъ” в ОАО «Компания Усть-Луга».
Терминал «Юг-2» активно развивался, превратившись в универсальный комплекс, который стал способен принимать любые виды грузы, кроме наливных. Последние два года были для терминала «Юг-2» финансово успешными (выручка компании только за 2016 год составила 1,8 млрд рублей, чистая прибыль — 92 млн рублей). По информации собеседника “Ъ”, знакомого с ситуацией, на этом фоне ТЛК и Сбербанк достигли предварительной договоренности о реструктуризации долга. Но почти сразу за этим господин Израйлит был задержан по подозрению в хищении средств при строительстве терминала в порту. А над ТЛК навис невыплаченный кредит Сбербанку в размере 5,2 млрд рублей. В итоге по иску «дочки» Сбербанка — ООО «Грос Ритейл» — в октябре 2017 года ТЛК была признана банкротом. Из отчета арбитражного управляющего следует, что стоимость имущества ТЛК составляет 4,8 млрд рублей.
Долг в 5,2 млрд рублей по договору переуступки перекупило ООО «НКТ». По данным “Ъ”, торгов не было, долговые обязательства были выкуплены за 44 млн рублей. В Сбербанке от комментариев отказались. По данным сайта kartoteka.ru, 45% акций ООО «НКТ» принадлежит кипрскому офшору «Доломана Холдинг Лимитед», 25% — Ольге Брагиной, по 7,5% — у Артема Бегуна, Владимира Даниленко, Сергея Пупко и Рамиса Дебердеева. Примечательно, что, по данным «СПАРК-Интерфакс», господин Дебердеев до июля 2017 года был стопроцентным собственником компании. Также Рамис Дебердеев является совладельцем лесного терминала «Фактор» в Усть-Луге.
В пресс-службе МТП Усть-Луга смену собственника отрицают: «На настоящий момент никаких изменений в составе акционеров АО “Морской торговый порт Усть-Луга” не произошло, собственник не поменялся. Мы не владеем информацией относительно процедур вокруг ОАО “ТЛК”, так как к нашей деятельности они отношения не имеют».
Однако два независимых источника “Ъ”, знакомых с ситуацией, подтверждают переход терминала «Юг-2» под контроль структур Рамиса Дебердеева. У МТП Усть-Луга появился и новый руководитель: с осени 2017 года им стал Евгений Савкин, который, согласно базе «СПАРК-Интерфакс», также руководит ЗАО «Портофлот», основным собственником которого является офшор Nasdor Incorporated из Лихтенштейна.
Рамису Дебердееву также принадлежит ООО «Приморский УПК», которое в середине 2017 года заявило о проекте развития перегрузочного терминала в порту Приморск (см. “Ъ” от 01.07.2017) стоимостью 76,8 млрд рублей. Генеральным директором компании «Приморский УПК» является Анатолий Савкин — отец Евгения Савкина.
Управляющий партнер юрфирмы «Дювернуа Лигал» Егор Носков отметил, что в бизнесе часто происходит переуступка крупных долговых обязательств за суммы на порядки ниже. Но это всегда случается в отношении неплатежеспособных должников. «Несмотря на то, что в Гражданском кодексе РФ закреплена свобода определения условий сторонами сделки, в ситуациях, при которых кредитные обязательства реального должника переуступается за несопоставимо меньшую сумму, в существующей российской уголовно-правовой практике много случаев возбуждения по данным фактам уголовных дел»,— пояснил Егор Носков.
Партнер юридической компании «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Клеточкин пояснил “Ъ”, что факт перехода долга (права требования) означает, что теперь ООО «НКТ» вправе требовать погашения этого долга. «НКТ — самый крупный кредитор, поэтому компания имеет некоторое преимущество перед остальными кредиторами. Конкурсный управляющий будет продавать имущество с открытых торгов, от 80 до 95% от суммы продажи заберет НКТ, а в части остального долга компания будет приравнена к другим кредиторам. В случае если имущество не продастся, НКТ вправе при соблюдении некоторых условий оставить его себе»,— прокомментировал господин Клеточкин.
Два дня назад в МТП Усть-Луга заявили, что займутся перевалкой угля и изменят номенклатуру грузов терминала «Юг-2» (см. “Ъ” от 17.01.2018). Также компания будет строить специализированный угольный терминал, а ро-ро-грузы, которые сейчас также переваливаются на терминале, перейдут на автомобильно-железнодорожный паромный комплекс. При этом в пресс-службе МТП Усть-Луга “Ъ” сообщили, что «Юг-2» останется универсальным терминалом: «Кардинальных изменений, за исключением постепенного отказа от ро-ро-грузов, не планируется. Перевалка крупногабаритных, проектных грузов будет продолжена, также мы планируем значительное увеличение объемов перевалки генеральных, навальных грузов и минеральных удобрений».
По мнению Михаила Бурмистрова генерального директора агентства «Infoline-Аналитика», диверсификация структуры грузовой базы перегрузочного комплекса «Юг-2» за счет угля, скорее всего, не приведет к перетоку специализированных грузов в другие порты, так как существующие мощности вполне позволят терминалу сохранить качество сервиса, к которому привыкли традиционные клиенты. «Возможность привлечения угольных компаний грузовладельцев будет зависеть от тарифной гибкости терминала “Юг”, и уже в первый год работы вполне можно привлечь до 1,5 млн тонн угля»,— прокомментировал он.
Директор экспертной группы Veta Дмитрий Жарский считает, что никакой катастрофы в том, что ро-ро уйдет из терминала «Юг-2» нет, как раз наоборот, новый собственник действует исключительно в рамках единственно возможной модели бизнеса — следует за рынком. «В кризис импорт ро-ро-грузов, в первую очередь автомобилей, упал до минимально возможных объемов и вряд ли восстановится в обозримом будущем. Роста выручки сохранение номенклатуры “Юга-2” и возможности перевалки ро-ро-грузов не сулит, чего нельзя сказать о навалочных грузах, в том числе и угле, перевалка которого в общем-то и обеспечивает львиную долю загрузки порта. Тем более что уже в 2017 году прибалтийские порты практически полностью потеряли уголь. Его, не без участия РЖД, поделили между собой российские порты, и такой ситуацией нельзя не воспользоваться. Что касается перевалки крупногабаритных и нестандартных грузов, в том числе для строительства нефте- и газопроводов, то только они вряд ли смогут обеспечить должную загрузку порта»,— подытожил эксперт.