Уралвагонзавод покатился в Энгельс
ЗМК согласился на выпуск тележки УВЗ
УВЗ продолжает замещать своей вагонной тележкой 18-100 ее аналоги на рынке: вслед за «РМ Рейл» Олега Дерипаски на выпуск лицензионной тележки перешел Завод металлоконструкций (ЗМК) в Энгельсе. Впрочем, по мнению аналитиков, для ЗМК это не такой значимый шаг, как для многих других вагоностроителей, поскольку ЗМК давно работает с УВЗ в области производства инновационных хопперов-зерновозов и минераловозов, и уход от аналога только укрепит эту кооперацию.
ОАО «Завод металлоконструкций» (ЗМК, город Энгельс) согласился на переход на производство тележки 18-100 по лицензии Уралвагонзавода (УВЗ). Об этом “Ъ” рассказали на заводе. ОАО «ЗМК» принято решение об использовании тележки УВЗ, и уже заключены контракты на поставку тележки модели 18-100, говорят на предприятии, поясняя, что «в 2018 году планируется провести все необходимые мероприятия для комплектации текущего производства данной моделью тележки».
«Как известно, в настоящее время в отрасли вагоностроения наблюдается тенденция к устойчивому росту как в сегменте производства новых вагонов, так и в ремонтном сегменте,— говорят на ЗМК.— Учитывая данный факт, на рынке появляется все больше желающих осуществлять деятельность по производству и реализации комплектующих для производства и ремонта грузовых вагонов. Отдельной статьей можно выделить продукцию, предназначенную для комплектации ходовой части грузового вагона, а именно двухосную тележку». В настоящее время, по разным оценкам, от 80% до 90% всех грузовых вагонов в России оснащены тележкой 18-100 (разработана в 1950-х годах УВЗ) или ее модификациями. В связи с готовностью УВЗ предоставить всем предприятиям неограниченную лицензию на тележку 18-100 с единственным ключевым условием — четкое соблюдение требований конструкторской документации — ЗМК принял решение перейти на ее выпуск, говорят в компании.
После передачи УВЗ «Ростеху» и смены руководства завода УВЗ начал масштабную кампанию по изменению лицензионных отношений с другими вагоностроителями РФ. В том числе пересматривались отношения с изготовителями аналогов тележки 18-100 — сейчас выпускается 16 моделей, которые не отличаются с точки зрения документации от оригинала. Осенью УВЗ предложил заводам, выпускающим аналоги, переоформить лицензию на 18-100 и либо перейти на выпуск оригинала, либо провести дорогостоящие полноценные испытания аналогов (см. “Ъ” от 17 октября 2017 года). Некоторые вагоностроители уже приняли это предложение. Так, в декабре о переходе на 18-100 и отказе от собственной модели 18-9801 договорился «РМ Рейл» Олега Дерипаски (см. “Ъ” от 19 декабря 2017 года).
Для ЗМК решение о переходе на лицензионную 18-100 — абсолютно обоснованное с учетом плотной кооперации с УВЗ в разработке инновационных вагонов, говорит глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров: у ЗМК и УВЗ есть совместная разработка: хоппер-зерновоз 19-6870 и минераловоз 19-6870-01, где кузов разработал ЗМК, а тележку — УВЗ. ЗМК за тележки никогда не держался, использовал разные модели, и переход на 18-100 позволит заводу повысить эффективность взаимодействия с УВЗ.
«Рейлтрансхолдинг» и УВЗ спорят о лицензиях
В ноябре прошлого года конфликт Уралвагонзавода (УВЗ) с партнерами обострился. «Рейлтрансхолдинг» Сергея Шпака пожаловался регуляторам, что УВЗ безосновательно отозвал у РТХ лицензию на выпуск вагонов и вагонных тележек. На УВЗ утверждают, что РТХ нарушал условия лицензий, перепродавал поставленные ему тележки и задолжал 1 млрд руб.