Маяковский в приближении
Почему стоить сходить на новую постановку «Гоголь-центра»
Режиссер Кирилл Серебренников так и не увидел последний спектакль своего проекта «Звезда». Пока художественный руководитель «Гоголь-центра» находится под домашним арестом, в его театре прошла уже третья премьера. Постановка под названием «Маяковский. Трагедия» — последняя часть цикла о поэтах XX века. Главную роль исполняет Максим Виторган. О новой постановке «Гоголь-центра» рассказывают Лилия Пономарева и Елена Иванова.
Каждый спектакль цикла «Звезда» строится вокруг одного поэта XX века и по его текстам, все части проекта поставлены разными режиссерами и в разных жанрах. Уже есть постановки-портреты Пастернака, Ахматовой, Мандельштама и Кузмина. В основе новой — пьеса Маяковского 1913 года, ее возвращает из небытия Филипп Григорьян. По сложному многоступенчатому тексту Маяковский ставил спектакль и потерпел провал. Современники сочли его провокацией, а кто-то — вовсе оскорблением. Сейчас, спустя сто лет, как утверждает Григорьян, текст наконец поставлен именно так, как хотел бы сам автор — эпатажно и экспериментально. Правда, постановщик попытался сделать ее ближе к зрителю: например, перенес действие в привычные реалии Москвы нашего времени. В самом разгаре работы по программе «Моя улица»: шумят отбойные молотки, рабочие устанавливают бело-зеленую ограду. Благоустройством руководит поэт-архитектор. По словам режиссера постановки Филиппа Григорьяна, он попытался представить современную версию задумок поэта: «Очень хотелось сделать именно молодого Маяковского. В принципе, это текст 20-летнего гения-кавказца, оказавшегося в Москве в окружении самых отмороженных художников того времени».
Замысловатые поэтические образы Маяковского заиграли новыми красками. И это неудивительно — ведь критики называют Григорьяна визуальным художником мирового уровня. Фантазия постановщика уходит далеко за пределы традиционных декораций. Над сценой висит экран, на который транслируют видео, в спектакле даже есть пластический этюд в стиле театра теней. Но за всеми этими визуальными изысками кроется по-настоящему сильное высказывание, заключила обозреватель журнала «Театр» Алла Шендерова: «Все это выводит на достаточно трагические размышления о судьбе поэта вообще и Маяковского в частности — как известно, он покончил с собой в этом безвоздушном советском пространстве. Просматривается параллель с делом Кирилла Серебренникова».
Поэтический цикл «Звезда» придумал сам Кирилл Серебренников. Но спектакль про Маяковского он в итоге так и не посмотрел — в момент репетиций уже сидел под домашним арестом. А на премьере зрители увидели только портрет Серебренникова на экране над сценой. И если режиссер Григорьян смог поставить точку в одном из самых амбициозных проектов «Гоголь-центра», то в деле худрука театра пока можно говорить только о многоточии.
Следующие показы спектакля «Маяковский. Трагедия» запланированы на 21 и 22 февраля.