Ресторатор поделился едой
Аркадий Новиков нашел партнера для доставки готовых блюд
Быстро растущий российский рынок доставки еды, оборот которого превысил 100 млрд руб. в год, привлекает новых игроков. Как выяснил “Ъ”, Роберт Стабблбайн, основатель устричной фермы в Крыму и партнер акционера «Яндекса» Аркадия Воложа, стал совладельцем компании «Флайфуд», созданной ресторатором Аркадием Новиковым. Исходя из условий работы компании участники рынка оценивают ее примерно в 100 млн руб.
В январе владельцем 20% ООО «Флайфуд», в котором до этого единоличным собственником был ресторатор Аркадий Новиков, стал Роберт Стабблбайн, следует из данных Kartoteka.ru. Доля господина Новикова снизилась до 40%, другие учредители не указаны. В профиле «Флайфуда» на портале HeadHunter сообщается, что компания управляет круглосуточным сервисом доставки готовой еды в Москве. Минимальная стоимость заказа — 1,9 тыс. руб., доставка в пределах Третьего транспортного кольца — до 300 руб., МКАД — от 300 до 500 руб., до 10 км от МКАД — 1,3–1,5 тыс. руб. в зависимости от времени суток. Аркадий Новиков и Роберт Стабблбайн подтвердили “Ъ” изменение состава учредителей в компании, отказавшись от дальнейших комментариев.
Господин Стабблбайн наиболее известен партнерством с совладельцем «Яндекса» Аркадием Воложем. В 1989 году они учредили компанию CompTek для импорта телекоммуникационного оборудования в Россию. Сегодня господину Стабблбайну, по данным Kartoteka.ru, принадлежит 25% в ООО «Инфинет», которое занимается производством систем широкополосного беспроводного доступа в интернет и пр. Господин Волож владеет 75% этой компании.
С Аркадием Новиковым Роберт Стабблбайн развивает в Москве ресторан «Клево». Продукцию в это заведение поставляла устрично-мидийная ферма «Крымские морепродукты», где до мая 2017 года 80% принадлежало господину Стабблбайну. Он также возглавляет ООО «Русская креветка», управляющее крупнейшей в стране фермой по выращиванию тихоокеанской белой креветки.
По словам управляющего директора Delivery Club Андрея Лукашевича, в России рынок доставки еды в 2017 году вырос почти на 17%, превысив 100 млрд руб. На Москву и Подмосковье приходится около четверти этой суммы. «Флайфуд», исходя из минимальной суммы заказа почти в 2 тыс. руб., ориентируется не на массовую аудиторию, для которой больше характерен ценник в 500–700 руб. за заказ, полагает исполнительный директор Restcon Андрей Петраков. В 2016 году «Флайфуд» получил 81,2 млн руб. выручки и 18,2 млн руб. чистой прибыли. Если у компании есть модель, позволяющая гарантировать стабильный поток заказов, то такой бизнес может стоить до 100 млн руб., подсчитал основатель сервиса доставки свежих продуктов «Шефмаркета» Сергей Ашин.
Господин Лукашевич говорит, что московский рынок доставки еды сегодня движется в направлении, которое уже сформировалось в Санкт-Петербурге. «Речь идет об открытии фабрик-кухонь — ресторанных проектов, ориентированных исключительно на доставку. Сейчас топ-5 сетей Петербурга, работающих по такой схеме, собирает больше половины заказов в городе»,— объясняет он. По словам основательницы сети «Простые вещи» Ирины Ходзинской, наличие собственной кухни позволяет следить за качеством блюд и оптимизирует логистику, так как сбор заказов сразу из нескольких ресторанов требует больше усилий. Руководитель NPD Group в России Мария Ванифатова оценивает долю агрегаторов на рынке доставки еды в январе—сентябре 2017 года в 13%. Они обеспечивают хороший трафик, но взимают существенную комиссию за свою работу, поясняет она.
Помимо доставки еды в дома и офисы «Флайфуд» занимается кейтерингом для бизнес-авиации и выездным обслуживанием банкетов. Управляющий партнер клуба «Бизнес-авиация» Андрей Калинин отметил, что «Флайфуд» сегодня входит в пятерку крупнейших поставщиков еды в Москве в этом сегменте. Весь оборот рынка он оценивает в 0,9–1,08 млрд руб. в год. По словам господина Петракова, рынок выездного обслуживания банкетов из-за кризиса 2014 года сократился примерно на 20%, но в Москве услуга остается востребованной.