У MyBook проверят регистрацию
Сервис попытается закрепить права на товарный знак в суде
Сервис для чтения электронных книг MyBook, принадлежащий компании «ЛитРес», столкнулся с проблемами в регистрации товарного знака. Помешало то, что похожие бренды уже используются, например американским производителем электроники Western Digital, чьи сетевые накопители My Book продаются и в России. Отсутствие регистрации не помешает использовать бренд, если другие его правообладатели не решат, что это нарушает их права.
Принадлежащий «ЛитРесу» (крупнейшие акционеры «Эксмо-АСТ» и Ozon.ru) сервис электронных книг MyBook пытается через суд оспорить отказ Роспатента в регистрации товарного знака в отношении пяти классов товаров и услуг, следует из иска, зарегистрированного в картотеке арбитражных дел в конце декабря. Как следует из заключения Роспатента, «ЛитРес» подал заявку на регистрацию товарного знака MyBook еще в ноябре 2015 года, а в мае 2017 года получил отказ. Он был мотивирован тем, что Роспатент посчитал товарный знак схожим до степени смешения с двумя другими. Один из них принадлежит американской корпорации Western Digital, производящей в том числе сетевые накопители для компьютеров под брендом My Book, представленные в продаже и на российском рынке. Еще одним схожим знаком Роспатент признал My Books, зарегистрированный французским писателем Тьерри Демарке и охраняемый в том числе в России.
После отказа Роспатента «ЛитРес» сузил перечень товаров и услуг, в отношении которых регистрируется товарный знак, и направил в ведомство возражение. В октябре 2017 года Роспатент пересмотрел решение, посчитав, что может зарегистрировать товарный знак в отношении одного класса (передача цифровых файлов), признав в то же время, что в отношении других классов знаки все же однородны. Подача иска — стандартный рабочий процесс, объясняют в «ЛитРесе»: Роспатент зарегистрировал товарный знак не по всем классам, на которые рассчитывает компания. Ведомство в итоге наверняка удовлетворит требования, но даже если этого не произойдет, это несущественно, уверены в сервисе: товарный знак MyBook останется у «ЛитРеса». Собеседник “Ъ”, близкий к компании, добавляет, что у MyBook изначально были некоторые опасения по поводу регистрации товарного знака, но по другим причинам: название сервиса переводится как «моя книга», а это можно было посчитать общеупотребимым сочетанием.
Отсутствие регистрации товарного знака по существенным для компании классам товаров и услуг не мешает его использованию, но может стать проблемой, если другой правообладатель посчитает, что это нарушает его права, отмечает партнер юридического бюро «Падва и Эпштейн» Антон Бабенко. «Как правило, отказы в регистрации товарных знаков связаны со сходством заявленных обозначений с уже зарегистрированными товарными знаками других лиц. Первый этап оспаривания такого отказа — подача возражений в палату по патентным спорам Роспатента. Если на этом этапе отстоять право на регистрацию знака не получилось, то далее, в Суде по интеллектуальным правам, это сделать уже сложнее, шансы оспорить отказ снижаются»,— уточняет он.
Основные риски для «ЛитРеса» — возможность претензий со стороны правообладателей противопоставленных товарных знаков и невозможность защиты собственных интересов даже в случае отсутствия конфликтов с ними, отмечает исполнительный директор компании «Онлайн Патент» Алина Акиншина. «Третьи лица смогут безнаказанно воспроизводить обозначение MyBook при продвижении конкурирующих товаров и услуг, регистрировать похожие по написанию домены и запускать на них сайты»,— поясняет она. Более перспективной стратегией, чем суд с Роспатентом, госпожа Акиншина считает попытку получить согласие на использование товарного знака от Western Digital и аннулировать защиту знака, зарегистрированного писателем.