Радиоигра с Сирией закончилась в суде
Московский бизнесмен обвиняется в содействии террористической деятельности
В Московском окружном военном суде начинается рассмотрение дела столичного предпринимателя Шамиля Нурмагомедова, которого обвиняют в финансировании террористической деятельности. Его младший брат уехал в Сирию воевать против правительства Башара Асада. В обвинении указано, что подсудимый отправил брату 200 тыс. руб., а также купил два авиабилета в Турцию для людей, которые, по версии следствия, также направлялись в Сирию. Отец бизнесмена заявил в суде, что все действия семьи были направлены на одну цель: вернуть младшего сына домой.
Шамиль Нурмагомедов до задержания в январе 2017 года работал коммерческим директором компании «Экспострой» (специализируется на выставочном строительстве) и генеральным директором строительной фирмы «Радиана». Сейчас он обвиняется по ч. 1 ст. 205.1 УК РФ (содействие террористической деятельности). Мера наказания по этой статье — от 5 до 15 лет лишения свободы. В обвинении, которое на суде зачитал гособвинитель Антон Сизов, разъясняется, что содействие было оказано террористической организации «Исламское государство» (запрещена на территории РФ). «Руководитель ИГ в качестве объекта своих террористических стремлений рассматривает также территорию РФ»,— зачитал следователь. Он пояснил, что «с 2011 года в Сирии идет вооруженное противостояние между ИГ и правительством Башара Асада». Следствие выяснило, что в сентябре 2013 года младший брат подсудимого Марат уехал в Турцию, а оттуда — в Сирию. Братья переписывались по скайпу под никами Эндрю Морган и Каратинский (каратинский язык — родной для семьи Нурмагомедовых, на нем говорят в дагестанском селе Карата). В конце 2013 года, по данным следствия, Шамиль передал свою банковскую карту неустановленному лицу, которое доставило карту в Турцию другому неустановленному лицу. Деньги были сняты и, по версии следователей, переданы Марату Нурмагомедову. Кроме того, в 2014 году подсудимый по просьбе брата купил авиабилеты до Стамбула гражданину Таджикистана Шерали Исматову и уроженке Дагестана Рабият Фаталиевой.
На первом заседании в качестве свидетеля выступил Казим Нурмагомедов, отец Шамиля и Марата. Он рассказал судьям, как потратил два года на то, чтобы вызволить младшего сына из Сирии. «Цель нашей семьи была одна — сделать все, чтобы вытащить Марата оттуда. Шамиль на семейном совете сказал, что он, как бизнесмен, обеспечит все наши поездки»,— заявил господин Нурмагомедов. Сам Казим выезжал за границу шесть раз, побывал в Турции, Египте, встретился в Сирии с сыном, где пытался его переубедить. Семья постоянно поддерживала связь с Маратом по интернету, но любое давление приводило к обрыву связи. «Тогда мы решили ему подыгрывать. Я называю это радиоигрой. Мы поддакивали ему, обещали помощь»,— объяснил свидетель выполнение просьб его уехавшего сына. Из тех, кому были куплены авиабилеты, он знал только госпожу Фаталиеву — по его словам, пожилая женщина рвалась в Сирию, надеясь найти там сына, дочь и зятя и вернуть их домой. Где она сейчас, неизвестно. Переведенные деньги, по его словам, принадлежали Марату и нужны были ему на жилье и расходы, связанные с попытками его освобождения. «Это кажется, что выйти оттуда легко. Но после того как на части территории Сирии был объявлен халифат, все уезжающие оттуда мусульмане отправлялись в тюрьму и могли быть казнены»,— говорит Нурмагомедов. Его младший сын также был схвачен при попытке уехать, но ему удалось избежать казни. Выбраться в Турцию Марат Нурмагомедов смог только в сентябре 2015 года, а в октябре он прилетел в Киев. «В России против него возбудили уголовное дело»,— объяснил выбор страны его отец. Он говорит, что сам рассказал про отъезд сына в полиции и ФСБ, пытаясь найти у них помощь.
Дело будет рассмотрено быстро: судья попросил гособвинителя вызвать всех свидетелей на этой неделе. Затем доказательства представит защита, и начнутся прения сторон.