Недопуск высшего уровня
Список отцепленных от Пхёнчхана российских спортсменов пополняют звезды
Потери России на Олимпиаде в Пхёнчхане, кажется, будут даже серьезнее, чем ожидалось. Как выяснилось, список спортсменов, которые не получат от Международного олимпийского комитета (МОК) приглашения для участия в Играх под нейтральным флагом, помимо пытающихся сейчас доказать свою невиновность в Спортивном арбитражном суде (CAS) фигурантов доклада Ричарда Макларена и жертв проведенных МОК повторных тестов сочинских проб 2014 года, а также атлетов с «допинговым бэкграундом», наверняка пополнят спортсмены, чьи фамилии с допингом никогда не ассоциировались. Среди них несколько звезд — таких как лыжник Сергей Устюгов и биатлонист Антон Шипулин. Без них российская команда точно не сможет бороться за высокое место в медальном зачете.
Во вторник вице-президент Олимпийского комитета России (ОКР) Станислав Поздняков впервые раскрыл информацию, касающуюся работы специальной комиссии Международного олимпийского комитета под руководством Валери Фурнерон. Она была создана после заседания исполкома МОК 5 декабря. В этот день головная спортивная структура приняла решение о санкциях в отношении России по мотивам «допингового кризиса». ОКР подвергся временному отстранению, а отечественных спортсменов обязали выступать на Олимпиаде в Пхёнчхане в феврале под нейтральным флагом. При этом на комиссию Валери Фурнерон МОК возложил обязанность по «фильтрации» российских атлетов. Именно она должна определить, кто из них получит приглашение на Олимпийские игры.
Первая новость, касающаяся деятельности комиссии, была обнародована в конце прошлой недели и выглядела тревожной. Она существенно сократила поданную в МОК от России заявку с перечнем кандидатов на участие в Олимпиаде, вычеркнув 111 фамилий из 500. Следующую новость следует признать уже просто шокирующей.
Станислав Поздняков, говоря о предоставленном в ОКР «секвестрированном» списке приглашенных, признал, что, «к большому сожалению», в нем «не оказалось целого ряда ведущих российских атлетов по нескольким видам спорта».
Он назвал и конкретные фамилии. О том, что в Пхёнчхан не приглашен герой сочинской Олимпиады 2014 года Виктор Ан, выигравший три золота в состязаниях по шорт-треку, стало известно еще накануне. Такая же неприятность, как сказал Станислав Поздняков, подстерегла лидеров биатлонной и лыжной сборных — Антона Шипулина и Сергея Устюгова. Господин Поздняков подчеркнул, что никто из этих спортсменов не был «фигурантом разбирательств» комиссии МОК под руководством Дениса Освальда, «не был замешан в каких-либо допинговых историях», «а все многочисленные сданные ими за карьеру пробы свидетельствуют о том, что они являются чистыми».
Этими фамилиями, однако, сокращения, как выяснилось, не ограничиваются. По ходу дня к ним добавлялись все новые и новые. Так, Федерация фигурного катания России (ФФКР) сообщила о том, что приглашения на Олимпиаду не достались фигуристам Ксении Столбовой и Ивану Букину, а это означало отсутствие на ней сразу двух пар — спортивной, в которой Столбова катается с Федором Климовым, и танцевальной, в которой партнершей Букина является Александра Степанова. Федерация санного спорта России (ФССР) — о том, что в Пхёнчхан не поедут Татьяна Иванова и Виктория Демченко, а также целый ряд тренеров. Различные источники утверждали, что нет шансов у конькобежцев Дениса Юскова и Павла Кулижникова, а еще — у некоторых партнеров Виктора Ана по команде в шорт-треке и некоторых партнеров Антона Шипулина по биатлонной сборной, скажем, Евгения Гараничева и Алексея Волкова. Определенные проблемы с комплектованием они обещали хоккеистам.
Шокирующими эти сообщения делали два обстоятельства. Первое — это упомянутое Станиславом Поздняковым отсутствие поводов считать, что речь может идти о столь масштабном «секвестрировании». Наличие в вероятном списке отцепленных некоторых фамилий на самом деле не сюрприз. Например, Павел Кулижников и Денис Юсков имели в карьере допинговые дисквалификации, а Татьяна Иванова, как и еще 38 российских спортсменов, на этой неделе будет пытаться доказать необоснованность назначенного ей МОК пожизненного отстранения от участия в Олимпиадах в Спортивном арбитражном суде: спортсмены, подавшие апелляцию в CAS, подверглись санкциям по итогам повторных тестов сочинских проб и изучения доклада Ричарда Макларена. Но к большинству спортсменов — в этом вице-президент ОКР абсолютно прав — никаких претензий никогда не предъявлялось. Источник “Ъ”, знакомый с ситуацией, правда, указал на то, что какие-то свидетельства «не в пользу российских спортсменов» могли «держаться в секрете», упомянув, в частности, добытую в конце 2017 года Всемирным антидопинговым агентством (WADA) от «анонимного информатора» базу данных Московской антидопинговой лаборатории.
Второе обстоятельство — значение для сборной России оставшихся без приглашений спортсменов. Сергей Устюгов, завоевавший на прошлогоднем чемпионате мира в Лахти два золота, вполне мог добыть для России в Пхёнчхане сразу несколько наград, в том числе высшего достоинства, а Антон Шипулин был, по сути, единственной реальной надеждой российской сборной на успех в сверхпопулярном биатлоне. Как претенденты на призовые места котировались и оба дуэта фигуристов. Без них — а также без Виктора Ана, лучшего в мире спринтера Павла Кулижникова, лучшего «средневика» Дениса Юскова — отечественной команде наверняка не удастся посражаться в Пхёнчхане за высокое место в медальном зачете.
Главы федераций, которые представляют отцепленные атлеты, во вторник реагировали на поступающие новости примерно одинаково — выражая недоумение в связи с ними и надежду на то, что МОК все-таки пересмотрит свою позицию (окончательный список приглашенных в Пхёнчхан должен быть сформирован в ближайшие выходные), и обещая в случае, если этого не произойдет, постараться отстоять права атлетов. Однако перспективы такой борьбы выглядят очень туманными. Станислав Поздняков, по сути, сказал как раз об этом, когда напомнил, что «в соответствии с решениями исполкома МОК обладает исключительным правом приглашать или не приглашать тех или иных спортсменов».
А известный спортивный юрист Артем Пацев прямо дал понять, что не видит смысла в обжаловании решений МОК. По его формулировке, эта структура, «вводя новую систему допуска» на Олимпиаду специально для российских спортсменов «в виде приглашений», «не хотела допустить обжалования решений об отказе в допуске на Игры, как произошло перед Играми в Рио», а «выдача приглашений» — «исключительная дискреция» МОК в соответствии с положениями Олимпийской хартии (п. 3 ст. 44), «и ни у кого нет заранее установленного или преимущественного права на участие в Олимпийских играх».