Южнокорейские власти обвиняют в заигрывании на Играх
Оппозиция выступает против политики умиротворения КНДР
Олимпиада в южнокорейском Пхёнчхане грозит войти в историю как одна из самых политизированных. Правительство страны пошло на беспрецедентные меры, для того чтобы использовать спортивное событие для достижения «целей объединения Корейского полуострова». Оппозиция полагает, что шикарный прием северокорейской делегации и многочисленные уступки со стороны южан будут использованы «для пропаганды Ким Чен Ына», и называет игры «пхеньянской Олимпиадой».
Последние несколько дней в Южной Корее горели северокорейские флаги и плакаты с изображением Ким Чен Ына: страна встречала прибывшую с севера полуострова поп-диву Хён Сон Воль. Она приехала на юг для инспектирования площадок, где ей предстоит выступать во время Олимпиады во главе насчитывающего более сотни музыкантов ансамбля «Моранбон», звезды северокорейской эстрады. У некоторых жителей Южной Кореи появление госпожи Хён, несомненно, вызвало удивление: еще в 2013 году южнокорейская газета «Чосон ильбо» сообщила, что она и еще несколько артистов ансамбля «были расстреляны за съемки видео порнографического содержания».
Недовольство, как пишет правительственная пресса, «небольшой, но крайне активной группы демонстрантов» вызвала политика, которую начал проводить президент Южной Кореи Мун Чжэ Ин, после того как КНДР согласилась принять участие в Олимпиаде в Пхёнчхане и сформировать совместную команду двух Корей. Делегации пхеньянских функционеров, прибывших проинспектировать места совместных тренировок, встречают красными ковровыми дорожками, селят в лучших отелях и обеспечивают за счет государства роскошными обедами и ужинами. «Мы понимаем, что многие граждане, жившие в страхе ракетного нападения с Севера всего месяц назад, чувствуют удивление от происходящего,— гласит информационное сообщение администрации президента Южной Кореи.— Но пхёнчханская Олимпиада позволит нам не только достигнуть межкорейского примирения, но также указывает путь в направлении смягчения трений на полуострове».
Противники этой политики, включая главную оппозиционную консервативную партию «Свободная Корея», указывают на то, что Ким Чен Ын ни разу не обещал остановить ракетно-ядерную программу и южнокорейское правительство своей политикой просто дает ему площадку для пропаганды. В частности, они опасаются, что пропагандистскими будут выступления творческих коллективов, прибывающих с Севера на Юг. К примеру, один из главных хитов уже упоминавшейся Хён Сон Воль — песня «Девушка в седле». В ней поется о работнице текстильной фабрики, которая управляется со станком, как с «железным жеребцом, которого дал ей дорогой лидер». Представители ансамбля, впрочем, уже заявили, что сконцентрируются на исполнении народных песен довоенного периода, знакомых корейцам по обе стороны границы.
Другая претензия противников «политики умиротворения» — власти решили слить вместе некоторые спортивные команды двух Корей, чтобы воплотить «дух примирения» в жизнь. В частности, 12 спортсменов будут влиты в женскую сборную страны по хоккею, уже насчитывающую 23 человека. В матчах каждый раз на поле будет выставляться ротируемый смешанный состав. Согласно опросам, 73% южных корейцев против этой меры. Их позицию выразило консервативное издание «Донг-а ильбо», заявившее, что решение о слиянии команд — «ограбление южнокорейских спортсменок, вынужденных играть в одной команде с незнакомцами». «Южнокорейское правительство из-за политики отвечает “да” любым требованиям северян»,— возмущается издание в понедельничной редакционной статье.
Активизируя контакты с Пхеньяном, Мун Чжэ Ин наконец-то смог начать выполнять свои предвыборные обещания о сближении с КНДР, которые и помогли ему снискать популярность среди левых южнокорейских избирателей. Научный сотрудник южнокорейского Asan Institute for Policy Studies Го Мын Хын полагает, что, учитывая важность потепления для обеих сторон, поведение Мун Чжэ Ина понять не так трудно. «Пока переговоры между двумя Кореями идут, это снижает риск сползания ситуации в фазу горячего конфликта,— заметил эксперт в беседе с “Ъ”.— Сеул даже планирует возобновить поставки гуманитарной помощи. В форме продовольствия, конечно,— финансово помочь Северной Корее ему не позволят». По мнению господина Го, задача южнокорейского президента сейчас — сделать потепление отношений долговременным, а для этого нужно поставить на паузу намеченные на апрель новые американо-южнокорейские учения. «Это возможно будет попытаться сделать, только если Пхеньян продемонстрирует четкое намерение продолжать конструктивные переговоры. Для того чтобы склонить его к этому, Юг и демонстрирует максимальное дружелюбие»,— полагает эксперт.