«Мемориал» попал под предупредительный поджог
Давление на правозащитников на Кавказе нарастает
Вслед за Чечней и Ингушетией у правозащитного центра «Мемориал» возникли проблемы в Дагестане. В Махачкале неизвестные подожгли автомобиль, принадлежащий организации, и отправили СМС с угрозой сжечь офис вместе с сотрудниками. За неделю до этого сгорело помещение «Мемориала» в Назрани, а в начале января был арестован руководитель представительства центра в Грозном. Комиссар Совета Европы по правам человека Нилс Муйжниекс вчера заявил, что преследование правозащитников на Северном Кавказе «достигло драматического уровня», и призвал власти РФ «незамедлительно прекратить это».
Неизвестные подожгли в Махачкале автомобиль «Мемориала» ночью 22 января. Как заявил руководитель программы «Горячие точки» правозащитного центра Олег Орлов, рядом с автомобилем нашли емкость с зажигательной смесью. На следующий день на мобильный телефон республиканского представительства «Мемориала» пришло СМС-сообщение: «Вы По Краю Пропасти Ходите Закройтесь!» (орфография и пунктуация сохранены). Также в СМС сообщалось, что поджог автомобиля был «сигналом» и в следующий раз сгорит уже офис вместе с правозащитниками. Через несколько минут поступили звонки с аналогичными угрозами.
Напомним, что за неделю до этого неизвестные сожгли офис «Мемориала» в другой северокавказской республике — Ингушетии. Тогда обошлось без человеческих жертв: сгорели документы, техника и мебель. А в начале января в Чечне был арестован глава местного отделения правозащитной организации Оюб Титиев: 61-летнего мужчину обвинили в хранении 180 г марихуаны (ч. 2 ст. 228 УК РФ). И он, и его коллеги утверждают, что наркотики были подброшены сотрудниками полиции, досматривавшими автомобиль.
На сайте организации говорится, что «руководство “Мемориала” связывает все эти события с объявленной чеченскими властями травлей правозащитников на Северном Кавказе». Как сообщают СМИ, 17 января, в день поджога ингушского офиса «Мемориала», глава Чечни Рамзан Кадыров выступил на телеканале «Грозный», где назвал Оюба Титиева «наркоманом», заявил, что у правозащитников «родины нет, нации нет, религии нет», и призвал «сломать хребет нашим врагам».
Член президентского Совета по правам человека, глава правозащитной группы «Агора» Павел Чиков считает, что власти Ингушетии и Дагестана не имеют «серьезных» претензий к деятельности «Мемориала». «У меня нет никаких сомнений в том, что январские события — звенья одной цепи, которая ведет в Грозный»,— сказал господин Чиков. По его мнению, нападения на правозащитников в других регионах являются неприятным сигналом и для северокавказских элит: «Так Чечня демонстрирует, что весь этот регион ее зона влияния». По его мнению, чеченские власти «претендуют на роль региональных борцов с правозащитниками, и это очень опасная тенденция, которая из-за безнаказанности может выйти и на федеральный уровень». «Я легко представляю, как завтра к нам в Казань приедут неизвестные из Грозного и скажут руководству республики: “Давайте-ка мы тут разберемся с “Агорой”, ведь нам за это ничего не будет»,— предположил Павел Чиков.
Вчера комиссар Совета Европы по правам человека Нилс Муйжниекс выразил обеспокоенность ситуацией с «Мемориалом». «Посягательства на защитников прав человека на Северном Кавказе достигают драматичного уровня. Власти Российской Федерации должны приложить больше усилий, чтобы остановить это немедленно»,— заявил господин Муйжниекс.