Не сто на путях

Краевые власти ограничат размер ТЦ возле станции Пермь II

Краевые власти изменили концепцию строительства транс­портно-пересадочного узла: теперь его планируется выбрать на конкурсе. Ранее краевые власти договаривались о строительстве ТПУ с одним претендентом — столичным ООО «Трансстройм». Предполагается, что победитель конкурса, который вложит в проект 9 млрд руб., сможет окупить вложения при строительстве ТЦ в составе комплекса. Ранее потенциальный инвестор предлагал разместить на территории ТПУ ТЦ площадью 100 кв. м, но краевые власти настояли на сооружении меньшего размера, «чтобы не перегружать дороги». Эксперты считают, что в существующих условиях такой проект не окупится.

Фото: Максим Кимерлинг, Коммерсантъ

Конкурс на определение инвестора строительства транспортно-пересадочного узла (ТПУ) на базе железнодорожного вокзала Пермь II состоится до 30 марта. Об этом на заседании комитета краевого заксобрания по развитию инфраструктуры заявил краевой министр транспорта Николай Уханов. По его словам, конкурс будет проводить основной партнер проекта — ОАО «РЖД». Стоимость проекта порядка 9 млрд руб., эту сумму планируется привлечь за счет внебюджетных источников.

«Условия инвестиционного конкурса согласовываются правительством Пермского края. Над этим работают министерство экономического развития и инвестиций и министерство имущества. Предполагается, что проектные работы будут завершены в середине 2019 года, ввод объекта в экс­плуатацию — в конце 2022 года. При распределении активов автовокзал перейдет в собственность Пермского края», — пояснил Николай Уханов.

По словам министра, в конце 2017 года концепция ТПУ и технические условия были отправлены в РЖД. В зону ответственности краевых властей входят проектирование и строительство ул. Строителей, предоставление технических условий для присоединения к сетям, перенос городских, междугородных и пригородных автобусных маршрутов с территории существующего автовокзала на территорию нового ТПУ. ОАО «РЖД» через привлекаемого инвестора займется строительно-монтажными работами на объектах ТПУ. После окончания работ железнодорожный вокзал останется в собственности РЖД. Работы на ул. Строителей будут финансироваться из городского (25%) и краевого (75%) бюджетов.

Проект ТПУ охватывает площадь 94,8 га, где планируется разместить железнодорожный и автовокзал, транспортную инфраструктуру, краевой многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, а также коммерческие объекты, наземные и многоуровневые парковки.

По данным „Ъ-Прикамье“, в 2017 году один из потенциальных инвесторов — ООО «Трансстройм» обсуждал с краевыми властями возможность создания ТЦ площадью 100 тыс. кв. м, однако это предложение их не устроило. «Мы сейчас проектируем транзитную магистраль Стаханова–Строителей, и нужно сделать так, чтобы этот ТПУ ее „не убил“, потому что инвестор предполагает размещение достаточно большого числа торговых площадей. Если мы их там разместим, то магистраль может встать. Поэтому ищем баланс, как сделать транспортную схему», — комментировал ситуацию губернатор Пермского края Максим Решетников на итоговой пресс-конференции.

Источник в региональном правительстве рассказал „Ъ-Прикамье“, что в актуальном варианте «рассматривается торговый центр меньшего масштаба, чем в документации двух-трехмесячной давности». «Принципиально ничего не меняется, просто уменьшаются первоначальные „хотелки“ инвестора. Это сделано для того, чтобы не перегружать дороги», — поясняет собеседник.

Источник, близкий к администрации Перми, утверждает, что никакого ТЦ в проекте вообще не осталось — его заняла трасса ул. Строителей.

По данным источника в кабмине, на конкурс, скорее всего, заявится «одна из структур РЖД». «Возможно, это будет „Трансстройм“, а может, и нет. Все отдано на откуп РЖД, пусть они и выбирают», — отмечает источник.

Гендиректор ООО «Трансстройм» Алексей Заварзин отказался комментировать возможность участия в конкурсе. Площадь планируемых коммерческих объектов на территории ТПУ он также не обсуждает.

Финансовый директор ГК «РИАЛ» Марина Медведева считает, что ТЦ вряд ли сможет окупить вложения потенциального инвестора. «С учетом существующих арендных ставок и популярности интернет-торговли торговые центры окупаются очень сложно», — отмечает она и указывает, что ТЦ на территории ТПУ стоит на пути трафика другого крупного ТРК — «Планета» столичной группы «MallTech» (150 тыс. кв. м в районе Пермского ипподрома). Отмечает экс­перт и близость другого крупного ТЦ — «Столица». «Устоит самый крупный из них. Но „стотысячник“ на этой территории строить нецелесообразно: он увеличит транспортную нагрузку и вряд ли выдержит конкуренцию с „Планетой“. Впрочем, окончательное решение остается за инвестором и зависит от того, сможет ли он привлечь платежеспособных арендаторов», — рассуждает Марина Медведева.

Константин Кадочников

Вся лента